Что учитывать при заключении с водителем трудового договора

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что учитывать при заключении с водителем трудового договора». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Проверьте у соискателя, который претендует на профессию водителя:
— водительское удостоверение соответствующей категории (ст. 25 Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ);
— уровень знаний и умений;
— стаж работы.
Для отдельных категорий водителей есть дополнительные требования. Например, у водителей автобусов для организованной перевозки группы детей, не должно быть наказания в виде лишения прав либо административного ареста за правонарушения в области дорожного движения. А для водителя автомобиля, который перевозит опасные грузы, – свидетельства о подготовке на соответствующих курсах. Иностранных граждан можно принимать на работу только если у них имеется водительское удостоверения российского образца (ст. 3 Закона от 07.05.2013 № 92-ФЗ, ст. 2 Закона от 02.11.2013 № 285-ФЗ). Исключение – граждане государств, где русский язык закреплен как официальный. Они могут работать водителями на территории России, используя национальные водительские удостоверения. К таким государствам относятся:
— Республика Беларусь;
— Республика Казахстан;
— Республика Таджикистан;
— Кыргызская Республика.
На это указывает пункт 13 статьи 25 Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ.
Организации, нанявшей водителя без российских прав грозит административная ответственность. Иностранные граждане могут обменять свои иностранные водительские права на российские, порядок такой процедуры утвержден постановлением Правительства от 24.10.2014 № 1097. Чтобы обменять свое иностранное удостоверение на российское водитель должен предъявить:
— заявление;
— паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
— медицинское заключение;
— иностранное водительское удостоверение.
При заключении трудового договора проинформируйте работника о СИЗ, которые ему полагаются, в том числе смывающих средствах, и выдайте ему эти средства.
Водителю необходимо выдавать один сигнальный жилет 2-го класса защиты в год. Это указано в пункте 2 типовых норм бесплатной выдачи СИЗ, утвержденных приказом Минздравсоцразвития от 20.04.2006 № 297.
У водителей есть обязанность надеть сигнальный жилет в случае вынужденной остановки или ДТП вне населенных пунктов в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости при нахождении на проезжей части или обочине (п. 2.3.4 ПДД).

Определяем размер компенсации.

Повторимся, что размер компенсации расходов работника на использование личного имущества устанавливается соглашением сторон.

При определении размера работодатели руководствуются:

1. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92. Этим документом зафиксированы нормы расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией:

  • легковые автомобили с объемом двигателя свыше 2 000 куб. см – 1 500 руб. в месяц;

  • легковые автомобили с объемом двигателя до 2 000 куб. см – 1 200 руб.;

  • мотоциклы – 600 руб.

2. Постановлением Правительства РФ от 02.07.2013 № 563.
Названным документом утверждены правила выплаты компенсации за использование федеральными государственными гражданскими служащими личного транспорта в служебных целях и возмещения расходов, связанных с его использованием. В частности, установлены следующие предельные размеры:

  • легковые автомобили с объемом двигателя свыше 2 000 куб. см – 3 000 руб. в месяц;

  • легковые автомобили с объемом двигателя до 2 000 куб. см – 2 400 руб.;

  • мотоциклы – 1 200 руб.

В отношении гражданских служащих определено, что решение о выплате компенсации и возмещении расходов принимается представителем нанимателя в десятидневный срок со дня получения заявления гражданского служащего с учетом:

  • необходимости использования личного транспорта для исполнения должностных обязанностей, связанных с постоянными служебными поездками;

  • времени использования личного транспорта в служебных целях;

  • объема бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному государственному органу в федеральном бюджете на обеспечение его деятельности.

Страховые взносы и НДФЛ.

В силу п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ все виды компенсационных выплат (в пределах норм, установленных законодательством РФ), связанных с исполнением работником трудовых обязанностей. Таким образом, суммы компенсационных выплат, включая возмещение расходов в связи с использованием личного имущества работника в интересах работодателя при выполнении своих трудовых обязанностей в соответствии с соглашением сторон трудового договора, не облагаются НДФЛ.

При этом в целях освобождения от обложения НДФЛ в учреждении должны иметься документы, подтверждающие принадлежность автомобиля работнику, а также расчеты компенсаций и документы, подтверждающие фактическое его использование в интересах работодателя, осуществление расходов на эти цели и суммы произведенных в этой связи расходов.

На основании пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, предусмотренных согласно законодательству РФ), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей. Это значит, что оплата учреждением расходов работников, связанных с использованием личного автомобиля, не подлежит обложению страховыми взносами, если использование данного имущества связано с исполнением трудовых обязанностей (в служебных целях), в размере, определяемом соглашением между организацией и таким сотрудником.

Минфин в Письме от 24.11.2017 № 03-04-05/78097 пояснял, что размер возмещения указанных расходов должен соответствовать экономически обоснованным затратам, связанным с фактическим использованием работником личного транспортного средства для целей трудовой деятельности. Иными словами, организация должна располагать копиями документов, подтверждающими как право собственности работника на используемое имущество, так и расходы, понесенные им при использовании названного имущества в служебных целях.

Правила по охране труда для водителей 2021

Присвоение водителю квалификационной категории при трудоустройстве

Присвоение водителю квалификационной категории – право, а не обязанность учреждения, поэтому водитель может быть принят на работу вовсе без указания класса квалификации.

Если в учреждении действует положение о присвоении водителям квалификационных классов и их повышении, при трудоустройстве физического лица в качестве водителя ему может быть присвоена квалификационная категория. Причем, если следовать положениям Квалификационного справочника буквально, независимо от категории водительского удостоверения, новому работнику может быть присвоена квалификационная категория не выше 3-го класса. Дело в том, что согласно примечаниям, содержащимся в этом справочнике, присвоение класса квалификации осуществляется только при наличии определенного стажа работы водителем у данного работодателя (для 2-го класса – не менее трех лет в качестве водителя автомобиля 3-го класса на данном предприятии, для 1-го класса – не менее двух лет в качестве водителя автомобиля 2-го класса на данном предприятии).

Поэтому распространенным заблуждением среди водителей является установка, что если предыдущий работодатель присвоил водителю категорию 1-го или 2-го класса, то на новом месте работы такая же категория должна быть присвоена ему автоматически. Таким образом, при возникновении спора с работником ему следует разъяснить, что решение о присвоении определенного квалификационного класса имеет силу лишь для того работодателя, который данное решение принимает. Другие работодатели не обязаны руководствоваться этим решением при приеме на работу нового сотрудника.

Читайте также:  Малоимущая семья - как получить статус, документы, сумма субсидий

Подтвердим сказанное примером из арбитражной практики.

Случай из практики: обратимся к Апелляционному определению Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 26.03.2018 по делу № 33-1093/2018. Водитель пожарной машины федерального казенного учреждения федеральной противопожарной службы (трудовой договор от 09.02.2015) в 2016 году обратился в суд с иском о возложении на работодателя обязанности присвоить ему квалификационный класс водителя и пересчитать сумму заработной платы и отпускных (на дату обращения стаж работы на данном предприятии составил год и три месяца). Заявленные им требования были основаны на том, что его общий трудовой стаж работы водителем составляет более 26 лет, имеется запись в трудовой книжке о том, что он является водителем 1-го класса.

При этом протоколом заседания квалификационной комиссии работодателя ему было отказано в присвоении класса квалификации водителя в связи с отсутствием стажа в системе ГПС МЧС.

Суд поддержал в описанном споре работодателя, указав, что тот вправе самостоятельно решать вопрос о присвоении работнику квалификации и установлении ему соответствующей надбавки к заработной плате. В итоге суд пришел к выводу, что довод работника о том, что ему уже присвоена квалификация водителя 1-го класса, не имеет веса, поскольку факты наличия водительского удостоверения на право управления транспортными средствами категорий «В», «С», «D», «Е» и записи в трудовой книжке о присвоении 1-го класса не являются достаточными основаниями для установления ему квалификационного класса водителя пожарного автомобиля, поскольку данный автомобиль является сложной специальной техникой.

Вместе с тем Белгородский областной суд в Апелляционном определении от 15.09.2015 № 33-3905/2015 указал, что нет запрета на установление класса квалификации работнику при трудоустройстве на основании решения, принятого другим работодателем. По общему правилу работодатель вправе самостоятельно определять, каким образом будет подтверждаться класс квалификации работника:

  • либо записью в трудовой книжке с предыдущего места работы;

  • либо результатами квалификационного экзамена, который работник должен будет сдать уже в новой организации для присвоения ему класса квалификации.

Справка об отсутствии судимости для иностранных граждан при приеме на работу

Наряду с документами, предусмотренными статьей 65 настоящего Кодекса, при заключении трудового договора лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие гражданство другого государства — члена Евразийского экономического союза, поступающие на работу, непосредственно связанную с управлением легковыми такси, автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, предъявляют работодателю документ о наличии (отсутствии) судимости за совершение преступлений, указанных в пункте 2 части первой и пункте 2 части второй настоящей статьи, и (или) факта уголовного преследования за эти преступления либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданный компетентным органом соответствующего государства — члена Евразийского экономического союза, с приложением перевода на русский язык, верность которого должна быть удостоверена в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Данный абзац говорит о том, что начиная с 1 марта 2023 года при поступлении на работу иностранные граждане должны будут предоставить работодателю справку об отсутствии судимости и уголовного преследования.

Обратите внимание, справка требуется только гражданам Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, которые не являются при этом гражданами РФ.

Например, если у водителя есть гражданство Казахстана и гражданство России, то справка ему не потребуется, т.к. есть гражданство России.

Если у водителя есть только гражданство Китая, то справка ему не потребуется, т.к. нет гражданства Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии.

Если же у водителя есть только гражданство Армении (или Белоруссии, Казахстана, Киргизии), то справку нужно предоставить.

Требования к справке:

  • справка должна быть выдана компетентным органом соответствующей страны, то есть полицией Армении, Белоруссии, Казахстана или Киргизии;
  • справка должна сопровождаться заверенным переводом на русский язык.

Таким образом, с 1 марта 2023 года гражданам Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии, не имеющим гражданства РФ, устроиться на работу водителями будет гораздо сложнее. Это связано с тем, что сначала придется вернуться в страну, гражданином которой является водитель, и получить там справку об отсутствии судимости и уголовного преследования.

Порядок оформления на работу

Кандидат на должность водителя подходит по возрасту, имеет нужную квалификацию и не имеет противопоказаний по состоянию здоровья. Теперь нужно правильно оформить водителя на работу.

Шаг 1. Подача заявления о приеме на работу

Будущий сотрудник подает заявление о приеме на работу, а также:

  • паспорт (другой документ, удостоверяющий личность);
  • трудовую книжку (если это не первое место работы);
  • документ об образовании;
  • справку органа ГНС о присвоении идентификационного номера (учетная карточка налогоплательщика);
  • водительское удостоверение;
  • документы, подтверждающие прохождение медосмотра (см. подробнее в «БАЛАНСЕ», 2020, № 46-47, с. 17);
  • военный билет или свидетельство о приписке к призывному участку.

Документальное оформление допуска

Автомобиль является источником повышенной опасности (ст. 1079 Гражданского кодекса РФ, далее – ГК РФ), поэтому допуск сотрудника к его управлению должен быть надлежащим образом оформлен. При крупном ДТП компетентные органы могут запросить у работодателя бумаги, оформленные для предоставления автомобиля сотруднику. Кроме этого, правильно составленные документы помогут взыскать с работника нанесенный транспортному средству ущерб.

Посмотрим, что работодателю необходимо подготовить.

1. Издать приказ о допуске к управлению автомобилем. Перечень сотрудников, имеющих допуск к управлению автомобилями компании, можно закрепить в приказе.

С таким приказом следует ознакомить работников, допущенных к управлению, под личную подпись (Пример 1).

Дополнительно: ответственность работника

Верховный Суд РФ в пункте 13 Постановления от 24.10.2006 № 18 отметил, что отдельные случаи оказания услуг лицом, не зарегистрированным в качестве ИП, не влекут за собой наступление ответственности, если объемы услуг и иные обстоятельства не свидетельствуют о направленности деятельности на систематическое получение прибыли.

Какие объемы считаются достаточными для наступления ответственности, суд не указал.

Полагаем, что к ситуации, когда работник сдает в аренду работодателю свой единственный автомобиль, разъяснения Верховного Суда РФ применимы. Тем не менее риск привлечения работника к ответственности остается, однако сделать это могут только правоохранительные или налоговые органы исключительно в судебном порядке.

Итак, мы рассмотрели налоговые последствия в зависимости от способа оформления отношений с сотрудником, который использует личный автомобиль в служебных целях. Применяя предоставленные рекомендации, ваша организация сможет сэкономить на налогах.

О порядке заключения договора аренды транспортного средства без экипажа и его налоговых последствиях читайте в ближайших номерах журнала.

Всю представленную информацию можно найти в системе ИТС ПРОФ в разделе «Юридическая поддержка» (рис. 1).

Стажировка лица, нанимаемого на управление транспортом

В случае отсутствия практического опыта или перерыва в вождении более 1 года работодатель должен обеспечить лицу стажировку. Дополнительное обучение необходимо и при смене водителем вида ТС. Условия прохождения, сроки, маршрут утверждается руководителем. Программа стажировки разрабатывается наставником с указанием информации и часов, отведенных на каждую часть обучения.

Документальный учет стажировок обязателен для всех работодателей, допускающих лиц к управлению транспортом. Документы обязаны хранится на предприятии в течение 5 лет. О проведении стажировок производятся записи в журнале учета по хронологическим датам листов. Руководитель предприятия должен издать распоряжение о начале стажировки и, по ее окончании – приказ об успешном прохождении.

Читайте также:  Суд по лишению прав за алкоголь - как снизить наказание до штрафа
Условие прохождения стажировки Особенность Пояснение
Требование к проведению стажировки Стажировка проводится на том типе транспортного средства, которое в дальнейшем будет управляться водителем Обучение включает теоретическую (инструктаж) и практическую части
Требования к наставнику, назначаемому из числа водителей автомобильного транспорта Наставник соискателя на должность водителя автобуса должен иметь стаж работы на аналогичном типе ТС не менее 5 лет. Лицо не должно совершать аварии по собственной вине в течение предшествующего года В качестве наставника могут выступать как сотрудники предприятия, управляющие транспортом, так и приглашенные компанией по договору ГПХ лица с необходимой профессиональной подготовкой (например, инструкторы автошколы)
Документальное подтверждение стажировки О прохождении обучения, этапах и отведенных часах по каждому направлению стажировки ведутся записи в листе стажировки Лист должен содержать номер, данные водителя и наставника, транспортного средства, часов стажировки, замечания наставника, заключение о допуске

Теоретическая часть стажировки направлена на получение информации специфики деятельности предприятия, практическая часть необходима для определения навыков специалиста или дополнительного обучения. Лица, нанимаемые на автобусы, курсирующие по маршруту, практические занятия включают движение по маршруту без лиц и с пассажирами.

На основании прохождения стажировки и замечаний наставника подготовки руководитель делает вывод о возможности лица к самостоятельному управлению ТС. Особо строгие требования имеются к соискателям на должность водителя школьного автобуса. К управлению допускаются лица, имеющие стаж не менее года на ТС категории «D», не совершившие за указанный период правонарушений, по результатам которых производилось лишение прав или административный арест.

Какие требования к автомобилю, на котором можно работать в такси?

Для работы на личном автомобиле в качестве таксиста нужно располагать машиной, отвечающей следующим требованиям:

  • быть технически исправной;
  • кузов и салон быть чистыми, аккуратными, регулярно проводиться мойка, уборка;
  • автомобиль должен быть оборудован не менее, чем четырьмя дверьми, для удобства посадки пассажиров;
  • для обслуживания клиентов с детьми необходимо иметь детское кресло или специальный бустер;
  • соответствие классу, в котором будет осуществляться оказание услуг такси (ряд моделей автомобилей попадают в эконом, комфорт или бизнес класс, к каждому из них могут предъявляться дополнительные требования);
  • дополнительно автомобиль такси должен иметь следующие внешние особенности: цвет кузова для Московских служб такси желтый, для Московской области – белый, на крыше должен быть установлен фонарь с опознавательным знаком, по бокам кузов оклеивается «шашечками», по длине кузова — светоотражающими полосами, по низу и заднему бамперу – полосами темно-серого цвета.

Порядок устройства на работу

1. Заполненное заявление на работу с личным транспортом должно быть принято, его надо адресовать руководителю компании и оно отправляется на рассмотрение. В заявлении должны быть указаны личные данные соискателя на должность и связанные с ней нюансы. Чаще всего, набирают водителей с личным авто, для работы торговым представителем, менеджером по продажам, или др. Название работ может звучать по разному, главное оговорить подробности.

2. Далее с новым сотрудником заключают трудовой договор. В нём прописаны условия работы. Для специалистов в торговле оговаривается оклад и дополнительно процент от реализованной продукции. В договоре подробно расписан характер работы, возможно отдалённость поездок. Законченный договор заверяют печатью работодателя и подписью директора и нового сотрудника..

Заполнение трудового договора с водителем

  1. Дата начала договора является обязательным реквизитом. Это дата, когда работник приступает к исполнению своих трудовых обязанностей у данного работодателя.
  2. Указываются реквизиты работодателя и гражданина, нанимаемого на работу в качестве водителя.
  3. Трудовая функция и место работы.

Ст. 57 ТК определяет общее требование ряда условий, которые необходимо отразить в стандартном трудовом договоре, распространенных на всех работников организации. Но для особых категорий, водителей, имеются условия, которые должны быть указаны, исходя из того, с чем связана работа водителя.
Помимо того, что мы называем:

  • должность;
  • структурное подразделение организации;
  • указываем трудовую функцию;
  • прописываем режим работы, если он отличается от общеустановленного внутри организации;

мы обязаны прописать особые условия в части непосредственного выполнения им должностных обязанностей. Это условия, определяющие характер работы.

По характеру работу в отношении водителя можно отнести (ст. 57 ТК):

  • к обычной (без особенностей);
  • разъездной;
  • в пути.

Для удобства документального оформления поездок лучше установить разъездной характер и закрепить его трудовым договором. Тогда работодателю не потребуется оформлять командировки при выезде на длительное время или расстояния. Нахождение в дороге подтверждается путевыми листами.

Работа «в пути» обычно указывается для дальнобойщиков. Она подразумевает отсутствие возможности вернуться домой по окончании рабочей смены и длительное пребывание в пути.

Гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда применяются, если в организации есть результаты спецоценки рабочих мест. Если она проведена, то следует посмотреть, что предусмотрено в качестве гарантий и компенсаций для водителя. Чаще всего при прохождении аттестации рабочее место водителя получает класс опасности 3.1 или 3.2.

Если рабочее место относится к определенному классу опасности обычно предусматривается дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск, повышение оплаты труда, сокращенную продолжительность рабочего времени. Все они отражаются в трудовом договоре.

  1. Режим работы.

В законодательстве по поводу режима работы есть две статьи: 57 и 189 ТК РФ. Все режимы для любой из категорий работников должны быть прописаны в правилах внутреннего распорядка организации. Однако, для ряда водителей могут быть установлены особые условия, тогда это будут индивидуальные параметры работы и их обязательно необходимо отразить в трудовом договоре.

Указывается:

  • название режима;
  • время начала и окончания рабочей смены;
  • определяются рабочие и выходные дни;
  • также рекомендуется прописывать норму часов, которую работник будет вырабатывать.

Если это нормированный рабочий день, то можно руководствоваться производственным календарем для определенной категории работника (например, для вредных и опасных условий норма не должна превышать 36 часов в неделю). В договоре также должны быть закреплены перерывы для отдыха и питания: их количество, продолжительность (в соответствии с трудовым законодательством и Приказом Минтранса № 15), порядок предоставления.

  1. Стажировка.

Законодательство ограничивает возможность приступить к полноценной трудовой деятельности без стажировки для ряда категорий водителей:

  • приступившим к работе в качестве водителя впервые либо не имеющим опыта работы на типе транспортного средства, на котором будет осуществляться работа в данной организации;
  • при наличии перерыва более одного года в должности водителя.
  1. Оплата труда. Обязательным условием трудовых отношений является установление оплаты труда работнику. В договоре должна прописываться система начисления вознаграждения, а также дополнительные выплаты в виде надбавок и доплат.
  1. Условие о полной материальной ответственности. В случае с перевозкой грузов или денежных средств работодатель имеет право заключить с водителем договор, в рамках которого он будет нести ответственность за их сохранность.

Сколько должна длиться стажировка?

Продолжительность стажировки определяется характером работы, которую должен выполнять принимаемый на работу водитель. Например, по отношению к водителям автобусов действуют следующие правила:

  • для ранее не работавших в качестве водителя, получивших в ГИБДД водительские права категории D, — 61 час перед маршрутом + 163 часа на маршруте;
  • для прошедших переподготовку с категории B или C на D — 30 часов предмаршрутной практики + 72 часа на маршруте;
  • для водителей, которые ранее не работали на автобусе, — 18 часов перед маршрутом + 32 часа на маршруте;
  • для тех, кто уже работал на автобусе, но имеет перерыв в водительской практике длительностью более 6 месяцев — 8 часов предмаршрутной стажировки + 16 часов на маршруте;
  • при 3 месячном перерыве в работе — 8 часов перед маршрутом + 24 часа на маршруте;
  • при смене модели автобуса — 32 часа маршрутной стажировки (предмаршрутную можно не проводить);
  • при смене маршрута — 4 часа на маршруте (в сложной местности — 8 часов с наставником, который уже работал на этом маршруте).
Читайте также:  Управляющая компания по адресу дома - все УК, ЖКХ, ТСЖ

Особенности приема на работу

Прием на работу, связанную с движением транспортных средств, осуществляется в соответствии с требованиями ст. 328 ТК РФ. В частности, принимаемые работники должны пройти профессиональный отбор, профессиональное обучение и обязательный предварительный медицинский осмотр в установленном законом порядке.

К работе по профессии «водитель» не допускаются лица моложе 18 лет (ч. 1 и 3 ст. 265 ТК РФ; п. 2111 Перечня, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 N 163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет»).

При приеме на работу на должность водителя помимо документов, предусмотренных ст. 65 ТК РФ (паспорта, трудовой книжки, военного билета и других), соискатель должен представить водительское удостоверение. Оно подтверждает необходимый уровень его квалификации и дает право на управление транспортным средством определенной категории (п. 4 ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; далее — Закон N 196-ФЗ). Существует два вида водительских удостоверений — российское национальное (с ним мы сталкиваемся чаще всего) и международное (оно необходимо для управления транспортным средством за рубежом). Образцы водительских удостоверений и порядок их выдачи утверждены следующими нормативными актами:

Приказ МВД РФ от 13.05.2009 N 365 «О введении в действие водительского удостоверения»;

Приказ МВД РФ от 18.04.2011 N 206 «О введении в действие международного водительского удостоверения»;

Постановление Правительства РФ от 15.12.1999 N 1396 «Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений»;

Инструкция о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД РФ от 20.07.2000 N 782.

Кадровому работнику необходимо обратить внимание на актуальность водительского удостоверения — национальные права выдаются, как правило, сроком на десять лет, международные — до трех лет, но не более чем на срок действия национального удостоверения (п. 6 и п. 8 ст. 25 Закона N 196-ФЗ).

С 9 мая 2014 г. водителями не смогут работать лица с правами, выданными на территории иностранного государства (это относится и к национальным, и к международным правам). Соответствующая норма введена п. 13 ст. 25 Закона N 196-ФЗ. Исключение составляют случаи участия транспортного средства в международном движении (п. 17 той же статьи). Это ограничение принято в связи с высоким числом дорожно-транспортных происшествий с участием иностранных водителей. Работодатели, выпустившие на линию водителей, не имеющих российских удостоверений, будут привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 тыс. рублей (ст. 12.32.1 КоАП РФ).

Дополнительные требования предъявляются к водителям, осуществляющим перевозку опасных грузов. Они должны пройти обучение в образовательном учреждении дополнительного профессионального образования специалистов или образовательном подразделении организации, имеющем лицензию на образовательную деятельность и допущенном к подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы. Информация о реестре подобных учебных заведений размещена на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. По окончании учебной программы водитель сдает экзамен и получает в территориальном Управлении Госавтодорнадзора по месту жительства или обучения свидетельство о допуске к перевозке опасных грузов. Порядок проведения обучения и выдачи свидетельств утвержден Приказом Минтранса России от 09.07.2012 N 202 и Инструкцией по порядку оформления и выдачи свидетельств о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, утв. приказом Ространснадзора от 03.09.2013 N АК-966-ФС.

Перед тем как принять работника на должность водителя, нужно убедиться в отсутствии у него медицинских противопоказаний к выполнению подобной работы.

Медицинские осмотры водителей

С 31 марта 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 437-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам медицинского обеспечения безопасности дорожного движения». Документ определил понятия разных видов осмотров, конкретизировал порядок их организации и финансирования, возложил ответственность за нарушение установленных требований.

Материальная ответственность

С водителями нельзя заключать договоры о полной материальной ответственности, потому что эта профессия не указана в перечне работ и категорий работников, с которыми могут заключаться такие договоры (Перечень, утв. Постановлением Минтруда России от 31.12.2002 N 85). Заключение подобного договора возможно лишь в том случае, если на водителя одновременно возложены функции по экспедированию груза. Однако и в этой ситуации полную материальную ответственность он будет нести только в отношении обязанностей экспедитора (определение Верховного суда РФ от 19.11.2009 N 18-В09-72). Вместе с тем водитель обязан возместить работодателю причиненный последнему прямой действительный ущерб (ч. 1 ст. 238 ТК РФ). При этом неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию не подлежат.

Полная материальная ответственность возлагается на водителя в ситуациях, предусмотренных ст. 243 ТК РФ, в частности, в следующих случаях:

ценности были вверены на основании специального письменного договора или получены водителем по разовому документу;

ущерб причинен умышленно;

ущерб причинен в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического);

работник совершил преступление (установленное судом) или административный проступок (установленный соответствующим государственным органом);

ущерб причинен не при исполнении работником трудовых обязанностей.

Взыскание ущерба является правом, а не обязанностью работодателя; он может полностью или частично освободить работника от его возмещения (ст. 240 ТК РФ). Если сумма ущерба не превышает среднего месячного заработка, то она может быть взыскана по письменному распоряжению работодателя (ст. 241, ч. 1 ст. 248 ТК РФ). Если размер ущерба превышает средний месячный заработок, то он может быть возмещен либо работником в добровольном порядке, либо по решению суда (ч. 2 и 4 ст. 248 ТК РФ). Причиненный ущерб может быть взыскан независимо от того, привлечен ли работник к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности (ч. 6 ст. 248 ТК РФ).

Какие проблемы могут быть у организаций, привлекающих самозанятых водителей

На законодательном уровне решены не все вопросы, связанные с введением режима налогообложения НПД. Каждая компания самостоятельно устанавливает взаимоотношения с привлеченными водителями. Особенно сложно урегулировать вопросы на рынке грузоперевозок. Мало у кого в собственности есть многотоннажные автомобили. Чаще всего такие машины принадлежат крупным организациям, которые нанимают опытных грузоперевозчиков.

Если к работе привлечен самозанятый водитель без автомобиля, компания, заказывающая услуги по перевозке материальных ценностей, должна решить:

  • на каких условиях она предоставит автотранспорт;

  • как правильно оформить отношения с налогоплательщиком НПД;

  • как учитывать расход на топливо и ГСМ;

  • как оформить передачу автомобиля, который находится в её собственности;

  • как снизить риски при работе с самозанятыми.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...