Узбекистан вступил в новую веху сотрудничества с ЕАЭС — главное

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Узбекистан вступил в новую веху сотрудничества с ЕАЭС — главное». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Данная организация была создана для упрощения движения ресурсов, денег и товаров между странами-участницами. Прообразом ЕАЭС стало Евразийское экономическое сообщество, объединившее три крупные постсоветские экономики: Россию, Беларусь и Казахстан. Со временем данное объединение начало расширяться за счёт новых участников. Вступившие в ЕАЭС страны получили те же права и привилегии, что и государства-основатели.

ЕАЭС: что это за организация?

Евразийский экономический союз основан по образу других международных экономических объединений, как ЕС или МЕРКОСУР. Основной идеей стало создание единого таможенного пространства, с упразднением контроля между странами-участницами.

Такое взаимодействие стимулирует рост экономики в странах, получивших право стать членами ЕАЭС, что способствует повышению уровня жизни и национального благосостояния. Кроме участников ЕАЭС, существуют также страны-наблюдатели и члены зоны свободной торговли. Прежде чем образовалось ЕАЭС, было Евразийское экономическое сообщество, которое имело другую аббревиатуру — ЕврАзЭс. Оно работало с 2011 до 2014 год. Появление новой организации было в 2015 году.

Другие таможенные союзы

Одним из предшественников ЕАЭС также был Таможенный союз, который действует и в эти дни. Это одна из старейших организаций, так как она была основана еще в 1995 году.

Основной его задачей по-прежнему остается обеспечение свободного движения товаров и упрощение всех таможенных процедур:

  • при пересечении границ между странами-участницами этого союза не требуется обычного таможенного досмотра товаров, весь подобный контроль осуществляется только на внешних границах союза;
  • действует единый Таможенный кодекс;
  • отсутствие таможенных пошлин на большинство товаров;
  • на территории союза действуют единые разрешительные и сертификационные документы, правила реализации товаров и нормы санитарии и безопасности.

Совет ЕЭК утвердил Порядок координации работ по стандартизации в ЕАЭС

26 Июня, 2023 Порядок, разработанный в соответствии со Стратегическими направлениями развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, определяет процедуры, обеспечивающие взаимодействие органов стран Евразийского экономического союза по ряду направлений.

Среди них – планирование разработки межгосударственных стандартов, необходимых для применения и исполнения требований технических регламентов, подготовка и утверждение программ по их разработке; координация действий национальных органов по стандартизации при разработке (внесении изменений, пересмотре) межгосударственных стандартов, предусмотренных программами; взаимодействие при разработке и принятии стандартов на продукцию, на которую еще не приняты техрегламенты, но включенную в единый перечень продукции, в отношении которой в ЕАЭС устанавливаются обязательные требования (например, высоковольтное оборудование, служебное и гражданское оружие, средства защиты растений и другие).

Национальные органы будут сотрудничать также по вопросам введения в действие и применения межгосударственных стандартов, национальных стандартов и методик измерений, необходимых для применения и исполнения требований техрегламентов; разработки стандартов, связанных с обеспечением кооперационного сотрудничества государств-членов в сфере промышленности, транспорта, энергетики и в иных сферах; координацияидействий по развитию стандартизации в области технического регулирования.

В ЕАЭС продолжается гармонизация законодательства в сфере финансового рынка

26 Июня, 2023 Совет Евразийской экономической комиссии утвердил отчет о ходе исполнения плана мероприятий по гармонизации законодательства в сфере финансового рынка.

Реализация мер по гармонизации законодательства осуществляется по трем секторам финансового рынка (банковский, страховой, рынок ценных бумаг) в соответствии с Планом гармонизации, принятым в ноябре 2020 года.

В целом работа осуществляется в соответствии с Планом гармонизации, мероприятия выполняются в параллельном режиме. Согласно данному плану, работа по гармонизации законодательства должна быть завершена в банковском и страховом секторах в 2025 году, а в секторе рынка ценных бумаг – в 2029 году.

В рамках проделанной работы подготовлен ряд проектов международных соглашений, которыми предполагается обеспечить трансграничный допуск ценных бумаг и брокеров/дилеров к участию в биржевых торгах, а также внедрить институт стандартизированной лицензии.

ЕАЭС переходит ко второму этапу развития электронного документооборота в морских пунктах пропуска

9 Июня, 2023 Евразийский межправительственный совет на заседании в Сочи 8 июня утвердил план по развитию электронного документооборота в морских пунктах пропуска государств Евразийского экономического союза на 2023 – 2025 годы.

По результатам первого этапа развития электронного документооборота в морских пунктах пропуска государств в 2021 – 2022 годах проведен анализ права Союза и национальных стратегий государств-членов, международного опыта и текущей ситуации по применению цифровых технологий в морских пунктах пропуска.

Читайте также:  Претензия на невыполнение условий договора

План на 2023 – 2025 годы включает пять мероприятий, основанных на результатах первого этапа. Так, планируется полностью перейти на электронный документооборот и применение цифровых технологий в морских пунктах пропуска и обеспечить унификацию данных в рамках электронного документооборота.

Противоречия в Евразийском Таможенном Союзе

Когда таможенный союз создавался, у держав, подписавших договор, экономическое положение было примерно одинаковым. Но спустя почти 10 лет ситуация несколько поменялась.

Когда был СССР, каждому государству было отведено определённое место в союзной экономике. За каждой державой была «закреплена» обязанность лидерства в определённой отрасли экономики. После распада каждая страна испытала «стресс» — пришлось вливаться в мировую экономику.

Когда было принято решение о создании единого союза, единственное, что объединяло будущих членов – географическое положение. Державы находятся в близком соседстве друг с другом, что упрощает перевозку товаров. По остальным показателям взаимные интересы полностью отсутствовали. Но нашлись такие вопросы, которые требовали совместного решения. Товарам был нужен российский рынок сбыта, а Россия нуждалась в этих товарах.

Входит ли в Таможенный союз с Россией

Президент Ш. Мирзиеев объявил широкой общественности: «Знайте, что с политической точки зрения никто не отдаст нашу независимость, это в ваших руках и в руках президента, которому доверился народ». Данное высказывание имеет вес в качестве ответа на вопрос об уточнении статуса Узбекистана в рамках ЕАЭС на текущий момент.

Таможенный союз комплектовался без участия Узбекистана и ранее. А конкретно из трех стран (России, Белоруссии и Казахстана), входящих в Евразэс. Поэтому выступал объединением именовавшимся, как ТС Евразэс.

Сейчас в этот союз по режиму таможни включены:

  • Республика Армения;
  • Республика Беларусь;
  • Республика Казахстан;
  • Кыргызская Республика;
  • Российская Федерация.

Если Узбекистан вступит в ЕАЭС, то он сможет претендовать и на участие в Таможенном Союзе.

Общее таможенное пространство для свободного движения товаров и услуг было создано в 2010 году между странами:

  • Беларусь,
  • Россия,
  • Казахстан.

В декабре 2010 года эти три страны подписали Декларацию о создании единого экономического пространства, положив начало ЕАЭС.

В 2012 году это сотрудничество вступило в действие как Единое экономическое пространство. К свободному движению товаров и услуг добавились капитал и рабочая сила.

В 2015 году к ним присоединились ещё две страны:

  • Армения,
  • Киргизия.

Таким образом, участниками ТС ЕАЭС на 2020 год являются:

  • Беларусь,
  • Россия,
  • Казахстан,
  • Армения,
  • Киргизия.

— Бахтиер Исмаилович, бывший президент Узбекистана Ислам Каримов стремился сохранять внеблоковый статус страны в годы своего президентства. На Ваш взгляд, Шавкат Мирзиёев намерен продолжать эту политику или готов рассмотреть более тесное сотрудничество с Евразийским экономическим союзом?

— Внешняя политика Узбекистана в период после обретения государственной независимости основывалась на двух базовых принципах. Первый принцип – это сбалансированная равноудаленность от мировых центров сил. Второй – отказ от участия в многосторонних интеграционных объединениях и упор на двусторонние связи (военно-технические, экономические и другие).

Эти принципы закреплены в Концепции внешней политики, утвержденной парламентом страны в 2012 г.

Введение свободного обмена валюты в Узбекистане — политическая проблема

В Концепции закреплены положения о том, что Узбекистан имеет внеблоковый статус, не будет входить в военно-политические блоки, не будет размещать на своей территории иностранные военные базы,

а узбекские военнослужащие не будут участвовать в военных операциях за рубежом.

Участившиеся после кончины Первого Президента Узбекистана Ислама Каримова в сентябре 2016 г. и прихода к власти президента Шавката Мирзиёева домыслы различных экспертов и СМИ о том, что с приходом нового президента возможна смена приоритетов и принципов внешней политики Узбекистана, были пресечены четким и однозначным заявлением министра иностранных дел Абдулазиза Камилова о том, что «Узбекистан не будет вступать в ОДКБ и Евразийское экономическое сообщество» в июле этого года.

Казахстанское направление

— Какова ситуация в сотрудничестве Узбекистана с Казахстаном?

— Казахстан и Узбекистан являются крупнейшими торговыми партнерами в Центральной Азии. В 2015 г. взаимный товарооборот между Казахстаном и Узбекистаном составил около $2 млрд, однако в ближайшем будущем страны намерены довести этот показатель до $5 млрд. Казахстан стабильно занимает третье место в списке основных внешнеторговых партнеров Узбекистана после Китая и России.

Но если рассмотреть структуру этого товарооборота, то опять получается не очень радужная картина. Уже многие годы основными статьями экспорта Узбекистана в Казахстан остаются природный газ, хлопковое волокно, удобрения, плодоовощная продукция. А из Казахстана экспортируются в основном зерно и мука, а также черные и цветные металлы. Важнейшей задачей на среднесрочную перспективу здесь так же, как и во внешней торговле Узбекистана и России, является диверсификация структуры внешней торговли между двумя странами.

Читайте также:  Выплата пособий неполным семьям в 2023 году: льготы для детей одиноким родителям

Европа или Китай: с кем будет дружить ЕАЭС — мнения экспертов

Ключевым пунктом сегодня являются вопросы совершенствования торгово-экономической и инвестиционной политики между Узбекистаном и Казахстаном,

которые должны включать в себя поиск новых форматов более глубоких экономических связей, в частности через создание условий для формирования новых несырьевых производств, цепочек добавленной стоимости в том же автопроме.

Существует понимание необходимости выработки новых подходов. Подписанное в сентябре 2016 г. соглашение об основных направлениях торгово-экономического сотрудничества между Узбекистаном и Казахстаном ориентировано на создание совместных торговых домов для реализации продукции нефтехимической, машиностроительной, электротехнической, фармацевтической отраслей. Серьезный потенциал имеет создание совместных предприятий по переработке и экспорту в третьи страны плодоовощной продукции.

На сегодняшний день уже реализованы проекты по наладке совместного производства легковых автомобилей, автобусов и грузовой автотехники между казахстанскими и узбекистанскими предприятиями «GM Uzbekistan», «СамАвто» и «Азия-Авто».

Казахстан в ЕАЭС: преимущества сомнительны — цифры и факты

При этом понятно, что создание совместных автомобильных производств в Казахстане – это попытка узбекских автопроизводителей обойти ограничения на экспорт узбекских легковых автомобилей в рамках ЕАЭС, которые связаны с уровнем локализации производства легковых автомобилей. В результате этих ограничений в прошлом году произошел обвал экспортных поставок наших легковых автомобилей в Россию и Казахстан. Новые совместные предприятия в Казахстане должны позволить «GM Uzbekistan» в более льготном режиме производить и продавать свои автомобили на пространстве ЕАЭС.

— Вы отметили, что Китай сегодня – крупнейший внешнеторговый партнер Узбекистана. Какова структура этого сотрудничества, и какие есть опасения в отношении него?

— Начиная с 2015 г., Китай стал самым крупным внешнеторговым партнером Узбекистана. Китайские компании активно развивают сотрудничество с узбекским бизнесом, участвуют в реализации крупных проектов, являются крупными поставщиками технологий и оборудования в рамках реализации Узбекистаном стратегии модернизации экономики. Китайские компании участвовали в строительстве Кунградского содового завода, Дехканабадского завода калийных удобрений, модернизации Ангренского угольного разреза. В Узбекистане уже несколько лет действует парк высоких технологий (Свободная экономическая зона «Джизак»), где для китайских компаний созданы льготные условия для развития производств в области микроэлектроники, создания современных средств связи и ряда других.

В ходе визита президента Узбекистана в Китай в мае 2017 г. были подписаны договоры на поставку продукции и инвестиционных соглашений на более чем $22 млрд. Это, несомненно, станет новым толчком для развития узбекско-китайских отношений.

Казахстанско-китайская дружба: страхи необоснованны — эксперт

Что касается того, не станет ли экономика Узбекистана зависимой от Китая, его инвестиций и технологий, то такая перспектива существует

Реальность этого сценария подтверждает опыт некоторых соседей Узбекистана по региону.

Но выстраивание определенного баланса в экономическом, инвестиционном и технологическом сотрудничестве с сильными в экономическом отношении державами – это жизненная потребность для любой развивающейся страны. И хотелось бы отметить, что Узбекистан доказал за последние 25 лет, что он умеет (и имеет для этого возможности) диверсифицировать сотрудничество с пулом своих основных внешнеторговых партнеров и не впадать в зависимость от одного из партнеров.

Таможенная территория и особенности управления

Общность границ участников повлекла возникновение единого таможенного пространства. К нему отнесены и территории, находящиеся под юрисдикцией членов Союза. Ограничивают ТС сторонние государства. На внешние границы вынесены транспортные и таможенные пункты контроля, между государствами-членами действует только миграционный надзор.

Управление деятельностью объединения осуществляется органами:

  1. Высшим советом. Созывается минимум 1 раз в год и определяет перспективы развития интеграции, стратегию, принимает решения для достижения общих целей.
  2. Межправительственным советом. Состоит из глав правительств государств и проводится минимум 2 раза в год. Обеспечивает контроль исполнения положений Договора о ЕАЭС, решений Высшего совета.
  3. Комиссией. Постоянно функционирующий орган, состоящий из Совета и Коллегии. В отличие от предыдущих органов, пребывание которых меняется по договоренности стран, Комиссия на постоянной основе располагается в Москве. Орган обеспечивает условия деятельности и развития ТС ЕАЭС и вырабатывает предложения в сфере интеграции. Комиссия руководствуется принципами взаимовыгодного сотрудничества, правового равенства, экономической целесообразности и открытости.

Председательство в советах осуществляется в течение 1 года каждым членом в порядке очередности.

С какими проблемами столкнулись страны ЕАЭС

Любой таможенный союз, в том числе и ЕАЭС, создаётся для того, чтобы обеспечить странам участникам ряд экономических выгод. Но нередко возникали ситуации, когда участники союза пытались навязать другим государством условия для получения личной максимальной выгоды. На фоне этого, между сотрудничающими государствами часто возникают споры и противоречия.

Среди основных проблем ЕАЭС можно выделить следующее:

  • Страны часто не могут прийти к единому решению, когда речь идёт о вопросе достижения договоренностей касательно рынка энергоресурсов;
  • Установка нетарифных ограничений членами союза, которые позиционируются как санитарные нормы. На фоне такой ситуации часто возникают «продовольственные войны»;
  • Система изъятия в сфере государственных закупок;
  • Таможенной пошлины распределяются неравномерно. С 2021 года доля России составляет 85,26%.

Противоречия в евразийском Таможенном союзе

Таможенный союз 2022 года не так прост, как кажется. Между странами и их участниками регулярно возникают противоречия, что является естественной частью переговорного процесса.

Таможенный союз ЕАЭС — это объединение нескольких государств. Поэтому установление наилучших условий для одного государства неизбежно затрагивает интересы другого.

Проблема проявилась в том, что тарифы были распределены неравномерно. Например, с 2020 года доля Российской Федерации составляет 85,26%.

В 2010 году Беларусь повысила тарифы на импорт автотранспортных средств, а затем ввела сертификацию продукции, произведенной в легкой промышленности (которая стала обязательной, а не факультативной).

В 2014 году были запрещены поставки мяса из Беларуси в Российскую Федерацию; в 2019 году возник спор о прекращении продажи сырой нефти из Российской Федерации в Беларусь.

Конфликты возникают по внешним причинам. На их появление влияют санкции против Российской Федерации, введенные США и Европейским союзом, кризисы на Ближнем Востоке и в Украине.

Анализ деятельности ТС

Таможенный союз состоит из стран, у которых одно экономическое прошлое, но сегодня эти государства сильно отличаются друг от друга. Конечно же, и в советское время республики отличались по своей специализации, но после обретения независимости произошло еще очень много изменений, влияющих на мировой рынок и разделение труда. Тем не менее существуют и общие интересы. Например, у многих стран-участниц сохранилась зависимость от российского рынка сбыта. Эта тенденция носит экономический и геополитический характер.

На протяжении всего времени ведущие позиции в процессе интеграции и стабилизации ЕАЭС и Таможенного союза занимала Российская Федерация. Это было возможным благодаря ее стабильному экономическому росту до 2014 года, когда цены на сырьевые ресурсы оставались высокими, что помогало осуществлять финансирование процессов, запущенных соглашениями. Хотя такая политика не прогнозировала быстрого роста экономики, она все же предполагала укрепление позиций России на мировой арене.

История отношений между сторонами соглашений похожа на череду компромиссов, которые строились на основании роли России и позициях стран-партнеров. К примеру, были неоднократные заявления со стороны Беларуси о своих приоритетах: едином экономическом пространстве с одинаковыми ценами нефти и газа, допуске к госзакупкам РФ.

Чтобы осуществить эти цели, Республика пошла на увеличение тарифов на ввозимые автомобили при отсутствии своего производства. Из-за таких мер потребовалось установить правила сертификации товаров легкой промышленности, что нанесло урон розничной торговле. Помимо этого, стандарты, принятые на уровне ТС, были унифицированы с образцом ВТО, притом что Беларусь не находится в составе этой организации в отличие от России. Предприятиями республики не получен доступ к программам России по импортозамещению. Все это послужило препятствиями для Беларуси на пути к достижению своих целей в полном объеме.

Нельзя упустить, что подписанные договоры ТС содержат различные исключения, уточнения, антидемпинговые и компенсационные меры, ставшие помехой в достижении общей выгоды и равных условий всем странам. В разное время фактически каждый участник соглашения высказывал несогласие с условиями, заключенными в соглашениях. Хотя посты таможенников на границах между участниками соглашения были ликвидированы, сохранились пограничные зоны между странами. Также продолжился санитарный контроль на внутренних границах. Тот, кто пересекает границу, не знает, входит или нет Киргизия в Таможенный союз, — пограничный контроль сохранился, но нет контроля за перемещением продукции, так как это государство является членом ТС.

Выявлено отсутствие доверительных отношений на практике взаимодействия. Примером этому служат вспыхивающие время от времени разногласия у России и Беларуси. На сегодняшний день нельзя заявить, что были достигнуты цели, которые были задекларированы в соглашении о создании ТС. Это вытекает из снижения оборота товаров внутри единого экономического пространства. Отсутствуют какие-либо преимущества для экономического развития, если сравнивать со временем до подписания соглашений. Но все же существуют признаки того, что в условиях отсутствия соглашения ситуация ухудшалась бы стремительнее. Проявление кризиса носило бы более масштабный и глубокий характер. Значительное количество предприятий обретает относительную выгоду, участвуя в торговых отношениях внутри ТС.

Методы распределения таможенных пошлин среди стран свидетельствуют о благоприятных тенденциях для Республики Беларусь и Республики Казахстан — тех стран, кто входит в Таможенный союз с Россией в 2021 году. Изначально предполагалась большая доля в бюджет Российской Федерации.

Договоры, подписанные сторонами, послужили на пользу производству автомобилей. Стала доступна беспошлинная реализация авто, собранных производителями стран-участниц. Таким образом, созданы условия для реализации проектов, которые ранее не могли иметь успеха.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...