Новый порядок взыскания недоимки в 2020 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новый порядок взыскания недоимки в 2020 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Налоговый орган должен за восемь дней до проведения принудительного списания потребовать у налогоплательщика сделать это добровольно. Требование оформляется сообразно со статьями гл. 10 НК РФ. Они же устанавливают номинальный период в 8 дней, но в отдельных случаях, если законодательство позволяет, срок может быть увеличен.

Комментарии к ст. 212 АПК РФ

1. Обязательные платежи, которые возлагаются законом на лиц, осуществляющих предпринимательскую, иную экономическую деятельность, и санкции за их несвоевременное перечисление, отличаются большим разнообразием. Налоговые платежи и сборы, в свою очередь, устанавливаются на федеральном, региональном и местном уровнях (ст. ст. 13 — 15 НК).

Обязательные платежи в государственные социальные внебюджетные фонды являются составной частью единого социального налога (ст. 243 НК). К правоотношениям, связанным с их оплатой, применяется законодательство о налогах и сборах, если иное не предусмотрено специальным законом .

———————————

См.: ст. 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Налоговые органы, имеющие ярко выраженные фискальные функции, применительно к каждому субъекту экономической деятельности проводят систематические выездные и невыездные (камеральные) проверки, по результатам которых принимают решения о взыскании недоимок по обязательным (налоговым и неналоговым) платежам, пени и штрафу.

Недоимки и пени принято относить к одной группе требований, заявляемых в арбитражном суде (п. 9 ст. 46, п. 7 ст. 47 НК), штрафы — к другой (ст. 114 НК). Это объясняется тем, что взыскание недоимок направлено на возмещение задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами, предъявленные ко взысканию пени — на компенсацию потерь, вызванных задержкой в перечислении платежа, в то время как начисленные штрафы всегда представляют собой санкции за нарушение срока своевременного перечисления обязательных платежей, иные правонарушения (несоблюдение срока регистрации в органах Пенсионного фонда РФ, несоблюдение кредитной организацией установленных для нее нормативов обязательных резервов, предоставление ею недостоверной информации, неисполнение предписания антимонопольного органа и др.).

Недоимки отличаются от исков тем, что предъявляются властным государственным органом. От иных дел, возникающих из публичных правоотношений, они отличаются имущественным характером.

Формирование законодателем специальной комментируемой главы о порядке рассмотрения арбитражным судом дел, связанных со взысканием обязательных платежей и санкций, направлено на закрепление специфики налоговых и близких к ним иных неналоговых правоотношений, которая направлена на повышение гарантий правосудия при рассмотрении экономических споров и эффективности судебной защиты нарушенного права.

В основе производства по делам о взыскании обязательных платежей и санкций находится базовое исковое производство, общие правила которого здесь широко применяются. Из этого факта вовсе не следует, что налоговый орган и налогоплательщик должны называться истцом и ответчиком.

Процессуальные особенности порядка рассмотрения дел о взыскании обязательных платежей и санкций, которые отличают его от искового производства, закреплены в комментируемой главе.

Названные особенности связаны со следующими обстоятельствами:

— большинство взысканий по обязательным платежам производится с предприятий во внесудебном порядке. Для этого достаточно решения налогового органа в целях списания денежных средств с расчетного счета хозяйствующего субъекта либо его же постановления для обращения взыскания на имущество должника;

— основания для взыскания недоимки, пени и штрафа в судебном порядке предусмотрены в налоговом законе (п. 3 ст. 46, ст. 60 НК);

— налоговые и неналоговые взыскания с индивидуальных предпринимателей производятся только в судебном порядке (ст. 48 НК).

2. Судопроизводство по делам о взыскании недоимок по обязательным платежам и санкций начинается с принятия к производству заявления от контрольного органа (налогового органа, органа социального страхования, Пенсионного фонда, иного государственного органа, органа местного самоуправления, которым переданы функции по взысканию обязательных платежей).

Читайте также:  Требования к предприятиям, как к объектам I –IV категории

В заявлении контрольного органа должно содержаться требование о взыскании с должников по обязательным платежам обнаруженных недоимок и пени. В этом же заявлении могут быть указаны штрафные санкции за нарушение закона об обязательных платежах.

Практика налоговых инспекций

Федеральная налоговая служба неоднократно направляла налоговым инспекциям для использования в работе судебные акты различных инстанций, в которых с компаний успешно взыскивались «чужие» налоговые долги (см., например, письма ФНС России от 18.11.2015 № СА-4-7/20176@, от 24.03.2015 № СА-4-7/4709@, от 19.01.2015 № СА-4-7/376@). Более того, в письме от 31.10.2012 № СА-4-7/18386 ФНС России «сообщает о необходимости активно использовать в работе налоговых органов положения подпункта 2 пункта 2 статьи 45 НК РФ при взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов».

Вывод из этих фактов можно сделать такой: если налоговикам не удастся обнаружить у компании собственных средств, они почти наверняка будут искать дочерние, основные, преобладающие или иные зависимые компании и пытаться взыскать задолженность с них. А для этого налоговая инспекция предпримет следующие шаги (п. 2 письма ФНС России от 24.03.2015 № СА-4-7/4709@):

  • проанализируют регистрационные документы должника и различные информационные ресурсы. Это необходимо для того, чтобы выявить актуальную информацию о наличии (отсутствии) взаимозависимых лиц;
  • изучат информацию, полученную в ходе налоговой проверки должника. Цели здесь две: установить компании, которые могут быть признаны взаимозависимыми, и выявить операции, выручка от которых могла поступать на их счета;
  • проанализируют выписки по расчетным счетам должника, дочерних, основных и преобладающих обществ, а также организаций, которые могут быть признаны взаимозависимыми. Это поможет налоговикам установить обстоятельства передачи средств;
  • рассмотрят регистры бухгалтерского и налогового учета и другие документы должника. Таким образом проверяющие установят обстоятельства, при которых уменьшились его активы;
  • направят запрос в Росреестр для установления новых собственников имущества должника (если переход права собственности подлежит регистрации);
  • допросят должностных лиц должника, основных, дочерних, преобладающих обществ, а также контрагентов. Это нужно для того, чтобы установить обстоятельства перечисления выручки за реализуемые товары (работы, услуги) на «чужие» счета;
  • проанализируют текущую деятельность должника. Цель – установить, продолжает ли он работать, несмотря на отсутствие активов и операций по счетам;
  • проанализируют деятельность основных контрагентов должника, чтобы выяснить обстоятельства заключения договоров с лицами, которые могут быть признаны взаимозависимыми;
  • установят фактическое состояние расчетов с бюджетом и активов взаимозависимых лиц на дату обращения в суд. Это необходимо для обеспечения эффективного взыскания задолженности. Кстати, одновременно с иском налоговые органы, скорее всего, направят в суд ходатайство о принятии обеспечительных мер. Правда не факт, что суд его удовлетворит (см., например, постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.03.2016 № Ф04-380/2016 по делу № А45-11931/2015, Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.01.2015 по делу № А32-24705/2014).

Судебная практика с применением ст. 46 НК РФ

Характерным примером в этой области является дело № 302-КГ16-5456, определение по которому было зачитано 07.06.2016 г. СК по экономическим спорам ВС РФ. Из него становится видно, что пропуск срока в шесть месяцев, отведённого для обращения взыскания, не является для налоговых органов большой проблемой. После соответствующего ходатайства к суду он восстанавливается.

В судебном акте упомянута не одна ст. 46 НК, а вместе со ст. 45 НК РФ, которая говорит об исполнении лицами обязанности по уплате налогов и сборов. Опротестовать довольно высокие налоги не смогло даже бюджетное учреждение здравоохранения. Понятно, что шансы на то у обычных акционерных обществ намного ниже.

Подведомственность и подсудность административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций

Как уже отмечалось, административные органы обладают большими возможностями по получению с плательщика обязательного платежа. Вместе с тем в современном законодательстве названы случаи, при которых органы, наделенные функцией контроля за уплатой обязательных платежей, вправе взыскать задолженность по обязательным платежам, санкциям, пеням в судебном порядке.

В частности, такое правило в отношении задолженности физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, предусмотрено ст. 48 НК в части налогов, сборов, пеней этого физического лица. В отношении организаций, индивидуальных предпринимателей такой судебный порядок взыскания предусмотрен п. 2 ст. 45, ст. 47 НК, ст. 150 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Аналогичные правила предусмотрены для взыскания недоимки в случае неуплаты или неполной уплаты различных страховых взносов и других платежей. Во всех случаях судебный порядок допустим, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Рассмотрение таких категорий дел в суде первой инстанции осуществляется:

— районными, гарнизонными судами — по требованиям к гражданам, организациям (до введения в действие КАС данные споры рассматривали и мировые судьи через процедуру приказного производства. В настоящее время в законодательном порядке рассматривается вопрос о введении приказного производства мировых судей по данной категории дел. При принятии изменений в КАС мировые судьи будут наделены компетенцией по рассмотрению этих дел);

Читайте также:  Как отменить ошибочный перевод денег?

— арбитражными судами субъектов РФ — по требованиям к организациям, индивидуальным предпринимателям в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Порядок подачи иска в суд

Исковое заявление о взыскании недоимки по налогам, пеней и штрафа с организаций налоговый орган подает в арбитражный суд. Иск может быть подан в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, если налоговый орган выносил решение о взыскании налоговых платежей за счет имущества организации, и в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования в остальных случаях. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Примечание. Заявление о взыскании обязательных платежей и санкций подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или в таком требовании пропущен указанный срок уплаты (ч. 2 ст. 213 АПК РФ).

Требования к исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций, подаваемому в арбитражный суд, установлены ст. 214 АПК РФ. Так, в нем обязательно указывается:

  • наименование платежа, подлежащего взысканию, размер и расчет его суммы;
  • нормы федерального закона и иного нормативного правового акта, предусматривающие внесение платежа;
  • сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке.

Порядок и сроки взыскания недоимки по налогам и сборам

Если в ходе проверки выявлена недоимка, инспекция указывает это в решении о проверке. В течение 20-ти дней после вступления решения в законную силу налоговая направляет компании требование об уплате налога, сбора или страховых взносов, где указывает сумму недоимки, пеню, штраф и срок уплаты.

Если сумма недоимки позволяет привлечь по статье 199 УК РФ, инспекция уточняет в требовании, что в случае неуплаты недоимки в срок передаст информацию о ней в следственные органы. Возбуждение уголовного дела грозит, если сумма «чистой» недоимки (без штрафа и пеней) — более 15 млн рублей за 3 года.

Срок уплаты недоимки по требованию инспекции — 8 дней с момента получения требования. Но налоговая может указать и более длительный срок.

День получения требования зависит от способа его отправки:

  • седьмой день с даты отправки, если налоговая отправила требование заказным письмом по почте;
  • день получения, если требование направлено по ТКС, передано лично директору компании под роспись или передано через ЛК налогоплательщика.

Что делает налоговая, если взыскать недоимку за счёт имущества компании невозможно?

Тогда инспекция попытается взыскать средства за счёт личного имущества КДЛ-в (директора и/или учредителей и других контролирующих компанию-должника лиц).

Налоговая уже в ходе проверки понимает — какое у компании есть имущество. И есть ли вообще. Если ничего нет, то после вынесения решения по проверке инспекция подает в суд на банкротство компании. Но ведь в такой ситуации у компании и денег на банкротство может не быть. А налоговая тоже не торопится брать на себя эти траты.

И тогда инспекция имеет право привлечь руководителей компании к субсидиарной ответственности. При этом само банкротство компании — не обязательно.

Но для этого должны быть основания. Например, руководители выводили имущество, чтобы спасти его от взыскания («продавали», но не получали деньги, или якобы продали родственнику по смешной цене).

Но если нет имущества ни у компании, ни у её руководителей, — недоимка признается безнадёжной ко взысканию и списывается.

Есть и другие основания для списания недоимки:

  • компания ликвидируется;
  • инспекция потеряла возможность взыскивать недоимку из-за истечения сроков давности, и в восстановления срока давности суд инспекции отказал;
  • компания перечислила деньги в счёт уплаты недоимки, пеней и штрафа через банк, но деньги не дошли до бюджета, потому что банк был ликвидирован.

Компания не заплатила недоимку, указанную в требовании. Каков дальнейший порядок взыскания?

В этом случае у налоговой есть два месяца на вынесение решения о взыскании недоимки. В течение шести дней после принятия решения инспекция должна направить его компании.

Если инспекция в течение двух месяцев не приняла решение о принудительном взыскании, значит, срок на внесудебное взыскание — упущен. Теперь налоговики могут взыскать недоимку только через арбитражный суд.

Бывает и так, что одновременно с решением о взыскании налоговая блокирует счёт компании, чтобы деньги нельзя было вывести. Есть вариант и ареста имущества. Но для этого инспекция должна получить разрешение прокурора. А для его получения нужно иметь достаточные аргументы, доказывающие, что компания сможет скрыть имущество.

Решение о взыскании исполняется следующим образом. Сначала налоговая отправит в банк поручение на перечисление денег в счёт недоимки со счета компании в бюджет. Банк обязан исполнить это поручение не позднее следующего дня. Если средств на счету недостаточно, налоговики «трясут» компанию дальше (электронные, валютные счета и т. д)

Читайте также:  3‑НДФЛ для ИП за 2022 год: последние изменения и порядок заполнения

Порядок подачи иска в суд

Исковое заявление о взыскании недоимки по налогам, пеней и штрафа с организаций налоговый орган подает в арбитражный суд. Иск может быть подан в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, если налоговый орган выносил решение о взыскании налоговых платежей за счет имущества организации, и в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования в остальных случаях. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Примечание. Заявление о взыскании обязательных платежей и санкций подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или в таком требовании пропущен указанный срок уплаты (ч. 2 ст. 213 АПК РФ).

Требования к исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций, подаваемому в арбитражный суд, установлены ст. 214 АПК РФ. Так, в нем обязательно указывается:

  • наименование платежа, подлежащего взысканию, размер и расчет его суммы;
  • нормы федерального закона и иного нормативного правового акта, предусматривающие внесение платежа;
  • сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке.

Задолженность в виде недоимки (пени) по налогам и сборам, а также недоимки (пени) по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды у индивидуального предпринимателя образовалась в 2006 году

При этом на основании п. 1 ст. 47 НК РФ налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Что представляет собой налоговая недоимка

Если индивидуальный предприниматель и организация пропустит сроки уплаты налогов, при этом нарушив ст. 45 НК РФ (п.1 пп. 2), то у них появляется долг перед бюджетом. Это считается недоимкой по налогам. Помимо того, встречаются случаи при проверке налогоплательщиков, когда обнаруживаются излишне возмещенные ими суммы налогов из бюджета, например, по НДС — это также есть недоимка по налогам.

Сотрудники налоговой инспекции ее обнаруживают при осуществлении какого-нибудь вида контроля при выездной, камеральной и повторной проверке. Так, выявляют недоимку при сравнении 2-х сумм:

  • указанной налогоплательщиком в декларации и самостоятельно рассчитанной (исключение составляют некоторые налоги, исчисляемые самим налоговым органом);
  • перечисленной в бюджет.

Важно! Результат проверки указывают в соответствующих постановлениях — дата их принятия это и есть время выявления недоимки. Если сумма налога рассчитывается самим сотрудником налоговой, то должник вправе провести сверку документации и определить правильность расчетов.

Íàïðàâëåíèå òðåáîâàíèÿ îá óïëàòå íåäîèìêè

Ïåðâûì ýòàïîì ïðèíóäèòåëüíîãî âçûñêàíèÿ íåäîèìêè ÿâëÿåòñÿ íàïðàâëåíèå íàëîãîïëàòåëüùèêó òðåáîâàíèÿ îá óïëàòå íàëîãà â ñðîêè, óñòàíîâëåííûå ñò. 70 ÍÊ ÐÔ. Ñ 1 ÿíâàðÿ 2007 ã. òðåáîâàíèå îá óïëàòå íàëîãà äîëæíî áûòü íàïðàâëåíî íàëîãîïëàòåëüùèêó íå ïîçäíåå òðåõ ìåñÿöåâ ñî äíÿ âûÿâëåíèÿ íåäîèìêè, à òðåáîâàíèå îá óïëàòå íàëîãà ïî ðåçóëüòàòàì íàëîãîâîé ïðîâåðêè äîëæíî áûòü íàïðàâëåíî íàëîãîïëàòåëüùèêó â òå÷åíèå 10 äíåé ñ äàòû âñòóïëåíèÿ â ñèëó ñîîòâåòñòâóþùåãî ðåøåíèÿ. Óêàçàííûå ïðàâèëà ðàñïðîñòðàíÿþòñÿ íà ñðîêè íàïðàâëåíèÿ òðåáîâàíèÿ îá óïëàòå ñáîðà, à òàêæå ïåíåé è øòðàôà.

Íàïîìíèì, ÷òî â íàñòîÿùåå âðåìÿ òðåáîâàíèå îá óïëàòå íàëîãà äîëæíî áûòü íàïðàâëåíî íàëîãîïëàòåëüùèêó íå ïîçäíåå òðåõ ìåñÿöåâ ïîñëå íàñòóïëåíèÿ ñðîêà óïëàòû íàëîãà.  ñâÿçè ñ ýòèì îïðåäåëåííîå Çàêîíîì îò 27.07.2006 N 137-ÔÇ èñ÷èñëåíèå òðåõìåñÿ÷íîãî ñðîêà ñî äíÿ âûÿâëåíèÿ íåäîèìêè â öåëîì óõóäøàåò ïîëîæåíèå íàëîãîïëàòåëüùèêà, òàê êàê ìîìåíò «âûÿâëåíèÿ íåäîèìêè» çàêîíîäàòåëåì òî÷íî íå îïðåäåëåí.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...