Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Судебная трасологическая экспертиза при ДТП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
![](https://images2-focus-opensocial.googleusercontent.com/gadgets/proxy?url=https%3A%2F%2Fsertificat-test.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F3%2Fb%2Ff%2F3bf2b6013f9eaa8f60ca7caf6e442e23.jpeg&container=focus&gadget=a&no_expand=1&resize_h=0&rewriteMime=image%2F*)
Вопросы, которые ставятся перед экспертом трасологической экспертизы, должны быть занесены в определение о назначении. Вопросы формируются и составляются так, чтобы эксперт благодаря им смог правильно и наиболее полно сформировать картину ДТП и предоставить информацию, которая позволит правильно и точно разрешить дело об административном правонарушении.
Вопросы, которые ставятся перед экспертом-трасологом, не могут выходить за рамки его специальных познаний.
Потерпевший и обвиняемый в деле об рассматриваемом административном правонарушении также могут участвовать в деятельности эксперта путем составления для него вопросов, на которые они хотели бы получить ответы в заключении эксперта.
Существует целый перечень типовых вопросов, которые задаются эксперту при трасологической экспертизе. Условно вопросы можно разделить на несколько групп, каждая из которых зависит от исследуемого объекта, целей и задач.
1 группа – вопросы, связанные с определением групповой принадлежности транспортных средств. Примерный список:
- какому виду транспорта принадлежат следы, которые оставили на месте ДТП?
- какая модель шин оставила следы, который был изъят с места ДТП?
- соответствуют ли оставленные следы указанному виду транспортного средства?
- исходя из выявленных форм, размеров и расположения следов на транспортных средствах возможно ли было соударение автомобилей?
2 группа – используется для того, чтобы можно было установить во время трасологической экспертизы целую картину по имеющимся частям. Примерный перечень:
- действительно ли объекты деталей, которые были обнаружены на месте ДТП частями определенного транспортного средства?
- являлись ли одним целым частицы краски, стекол, пластмассы, которые были обнаружены на месте аварии и на транспортных средствах, до момента ДТП?
- перестраивалось ли какое-нибудь из транспортных средств в момент столкновения, исходя из найденных следов?
3 группа – применяется с той целью, чтобы установить конкретное транспортное средство
- принадлежат ли обнаруженные следы указанному транспортному средству?
- следы, найденные на месте ДТП, принадлежат одному или нескольким транспортным средствам?
- найденный след оставлен именно этим автомобилем или другим?
4 группа – вопросы, которые помогают определить место ДТП
Примерный список:
- в каком ряду произошло ДТП?
- на какой полосе движения произошло ДТП?
- ДТП произошло на обочине или на проезжей части дороги?
- как располагались транспортные средства относительно границ проезжей части во время столкновения?
5 группа – вопросы трасологической экспертизы, направленные на установление процесса столкновения?
- под каким углом произошло столкновение?
- какое из ТС в момент столкновения двигалось с большей скоростью?
- в момент ДТП транспортное средство стояло или находилось в движении?
- в каком направлении двигались ТС перед самим столкновением?
Для чего необходимо исследование?
В основу любой трасологической экспертизы положено достижение двух важнейших целей — идентификации и диагностики. Идентификация направлена на установление причин и участников ДТП, а также определение размеров нанесенных повреждений и ущерба. Диагностика же изучает механизмы происшествия с исследованием всех явных последствий аварии на частях и деталях транспортного средства.
Помимо этого, каждая автотранспортная экспертиза в процессе своего исполнения решает целый ряд своеобразных задач, специфика которых определяется конкретными претензиями клиента и поставленными перед экспертом целями. Так, в списке заявленных на транспортно-трасологическую экспертизу вопросов:
- определение механизма столкновения автомобилей;
- оценка, зафиксированных в актах ГИБДД, повреждений;
- сопоставление причиненного ущерба, указанным в документе, событиям;
- установление источника повреждений — являются ли дефекты следствием реальной аварии или же противоправных действий третьих лиц;
- определение статичности/динамичности транспортного средства на момент происшествия;
- последовательность образования повреждений;
- установление причин аварии;
- выявление истинного виновника ДТП;
- определение вида и модели транспортного средства, участника аварии;
- выяснение направления, режима движения автомобиля и угла столкновения транспорта;
- анализ протекторов и повреждений на них;
- идентификация оставленных на месте происшествия следов.
- следы человека (следы ног, следы обуви, следы одежды, следы кожных покровов и частей тела, следы зубов и, как отдельный самостоятельный вид, следы рук и следы босых ног человека);
- механоскопия (следы орудий взлома и инструментов, следы производственных механизмов;
- изделия массового производства, запирающие механизмы и запорно-пломбировочные устройства);
- повреждения на одежде (исключая огнестрельные повреждения, повреждения, образованные в результате применения взрывчатых веществ и взрывных устройств, повреждения, образованные в результате воздействия объемным взрывом, а также в результате жизнедеятельности биологических организмов);
- транспортно-трасологические (следы транспортных средств);
- следы животных.
- классификационные;
- диагностические;
- идентификационные;
- ситуационные.
Идентификационные – решение вопроса, не оставлен ли представленный след конкретным предметом, не составляли ли ранее единое целое изъятые фрагменты деталей и конкретно проверяемое транспортное средство.
Диагностические – решение вопросов по установлению групповой принадлежности следов шин, фрагментов осколков светосигнальных приборов транспортных средств, механизма образования следов, пригодности их для идентификации следообразующего объекта.
Классификационные – установление вида транспортного средства.
Ситуационные (реконструктивные) и по установлению факта контактного взаимодействия – решаемые при проведении комплексных экспертиз.
Основные вопросы, решаемые при проведении экспертизы следов транспортных средств
- Каков вид, модель транспортного средства (автомобиль, трактор, мотоцикл, велосипед и т.п.), которым оставлен след (колеи, беговой дорожки протектора шины)?
- Какова модель шины, оставившей следы на месте происшествия?
- Мог ли данный вид транспорта оставить эти следы?
- Каково направление, в котором двигалось транспортное средство?
- Каков характер движения транспортного средства, судя по следам колес (качение, торможение)?
- Являются ли изъятые осколки частями (деталями) транспортных средств? Если да, то для какого транспортного средства они предназначены? В какой период времени они устанавливались на конкретную модель транспортного средства?
![](https://images2-focus-opensocial.googleusercontent.com/gadgets/proxy?url=https%3A%2F%2Fmyslide.ru%2Fdocuments_2%2F36a8a32c043619ed38365a37353c7c3a%2Fimg4.jpg&container=focus&gadget=a&no_expand=1&resize_h=0&rewriteMime=image%2F*)
- классификационные;
- диагностические;
- идентификационные;
- ситуационные.
Диагностические и классификационные – установление наличия и механизма образования следов и повреждений на одежде и обуви.
Идентификационные – идентификация следообразующих объектов по следам и повреждениям на одежде и обуви.
Ситуационные – реконструкция механизма происшествия.
Требования к материалам, направляемым на экспертизу
На экспертизу необходимо представить одежду (или поврежденную преграду) с повреждениями, а также орудия (колющие, режущие, рубящие, тупые) – предполагаемые следообразующие объекты.
Объекты, направляемые на экспертизу, могут иметь различные по характеру повреждения (в том числе и эксплуатационные), поэтому в заявлении следует точно конкретизировать, какие из них подлежат исследованию.
Вопросы, решаемые при проведении экспертизы повреждений одежды
- Имеются ли повреждения на представленной одежде?
- Каков механизм образования повреждения?
- Каков характер повреждения (разрыв, разрез и др.)?
- Каким орудием причинено повреждение?
- Не причинено ли повреждение конкретным предметом?
Если экспертиза была проведена по решению суда, а ее результаты не вызывают особого восторга, следует убедиться, что, во-первых, экспертное заключение представляет собой взаимосвязь логических цепочек с исключением вероятности двоякого истолкования фактов. Малейшая предвзятость или несоответствие дают вам право усомниться в результатах экспертизы и потребовать признать их недействительными.
В частности, для этого следует скрупулезно изучить экспертное заключение и зафиксировать даже небольшие неточности в описании причинно-следственных связей и обстоятельств аварии, показаний очевидцев, сведений приведенных в «полицейской» документации, с обращением особого внимания на протокол осмотра места ДТП.
Об обнаруженных несоответствиях и ваших претензиях к работе эксперта лучше всего сообщить в его присутствии прямо в зале судебных заседаний. Это будет официально запротоколировано и с высокой долей вероятности судья назначит дополнительные исследования.
При недостаточной уверенности в собственных силах рекомендуется прибегнуть к помощи квалифицированного юриста, имеющего опыт участия в подобных обстоятельствах.
Транспортно-трасологическая экспертиза
Достижения науки и техники и разработка новых методов и технических средств, применяемых в криминалистике, предопределили современные возможности трасологических экспертиз.
Так, обнаружение и фиксация невидимых следов папиллярных узоров стали эффективнее после разработки и применения следующих методов:
- оптического (люминесцентного);
- метода термовакуумного напыления (TBH);
- выявление следов с помощью клея «Циакрин ЭО», позволяющего выявлять «старые» следы (многомесячной давности).
Возможности компьютерной техники позволили разработать ряд программных комплексов, с помощью которых сокращается время проведения экспертного исследования в целом и в частности процесса идентификации (отождествления) при проведении дактилоскопических экспертиз и экспертиз следов орудий и инструментов.
Разработка и изготовление новых видов запирающих, предохранительных и контрольных устройств, сведения о которых имеются в справочно-информационном фонде РФЦСЭ при Минюсте России, позволяют на высоком научном уровне решать диагностические задачи, затрагивающие проблемы исправности замков, возможности отпирания их посторонними предметами, вскрытия пломб и повторного их навешивания и т.п.
Комплексный подход, осуществляемый трасологами совместно со специалистами в других областях, знаний (судебные медики, материаловеды, химики, биологи) позволяет решать такие задачи, как идентификация орудия, образовавшего разного рода следы и повреждения (механоскопические экспертизы).
Отдельно хотелось бы отметить так называемую ситуалогическую экспертизу, использующую анализ ситуации (систему следов и иных объектов, составляющих обстановку места происшествия, влияющую на механизм отдельных следовых взаимодействий) на месте происшествия в целях установления механизма происшествия в целом, а также решения диагностических задач. Задачи такого рода относятся к разряду интегративных, а экспертное исследование проводится, как правило, на месте происшествия комиссией экспертов (трасологов, медиков, баллистов материаловедов и др.).
Особое место в производстве трасологических экспертиз занимают микротрасологические исследования, объектами которых являются микроследы, микрочастицы и микроследы на микрочастицах. Наряду с традиционными техническими средствами (микроскопы, профилографы-профилометры) при проведении такого рода исследований используются голография, вычислительная техника сканирующие микроскопы (большая глубина резкости которых позволяет выделить не только микропризнаки, но и ультрамикропризнаки в углублениях дна следа), растровые электронные микроскопы.
- Как и кто производит экспертизу после ДТП. Какие есть разновидности экспертиз, стоимость и обжалование.
- Актуальные наказания и штрафы за несоблюдение дистанции. Советы юриста как вести себя.
- Как грамотно оценить ущерб от ДТП? Инструкция: кто и как оценивает и назначает экспертов.
- Что делать, если вы попали в ДТП. Подробная инструкция и правила оформления.
- Что такое обоюдная вина при ДТП. Когда вина считается обоюдной, как это доказать, ответственность.
Собственно, трасология, в качестве одного из разделов криминалистики, занимается изучением различных следов, оставленных на месте происшествия:
- механизмом образования;
- способами обнаружения;
- методами фиксации.
Если говорить о следах, оставленных транспортными средствами, то это не только след протектора на асфальте, но также:
- все последствия, оставшиеся на кузове ТС (сколы, царапины, вмятины, иное);
- фрагменты частей автомобиля;
- кровь на проезжей части или ТС, иное.
Соответственно, в качестве предмета трасологических исследований выступает возможность установить все обстоятельства ДТП, через изучение оставленных следов.
Трасологические исследования успешно применяют в следующих ситуациях:
- если нужно оспорить отказ страховой компании полностью или частично компенсировать страховые возмещения, когда причиной выступает несоответствие имеющихся повреждений фактическим обстоятельствам аварии;
- при рассмотрении гражданских дел, согласно иску, направленному на возмещение ущерба, полученному в ДТП;
- начато уголовное преследование, если есть подозрения совершения преступлений, связанных с использованием ТС и нарушенными правилами дорожного движения;
- дела административных правонарушений.
Что такое трасологическая экспертиза?
В деле об административном правонарушении (если ему не предшествовало возбуждение уголовного дела, в котором проводилась экспертиза), экспертиза проводится либо в частном порядке либо уже в суде по ходатайству стороны.
При этом нужно учитывать, что некоторые судьи критично относятся к экспертизам, проведенным во внесудебном порядке.
- Взыскание ущерба с виновника ДТП в большинстве случаев возможно только при установлении его вины судебным решением в деле об административном правонарушении или в уголовном деле.
- Одним из весомых доказательств является заключение эксперта. В делах по ДТП проводятся инженерно-технические экспертизы, к которым относятся судебная автотехническая экспертиза и трасологическая.
- С помощью автотехнической экспертизы можно установить механизм ДТП, наличие неисправностей транспортного средства, соответствие действий водителей требованиям ПДР.
- Трасологическая экспертиза изучает следы, оставленные транспортными средствами на месте ДТП, и позволяет ответить на вопросы относительно места столкновения, направления движения, типа и марки автомобиля, оставившего следы.
- При ведении уголовного дела или дела об административном правонарушении во многих случаях незаменимой является помощь опытного защитника, который знает об особенностях проведения экспертиз и её использования при защите интересов участника ДТП.
Экспертиза может потребоваться на любом этапе проведения расследования, но оптимальнее всего является проведение ее в начальной стадии дознания, когда решается вопрос определения и предъявления обвинения виновнику происшествия. Проведение экспертного исследования может быть назначено судом, заказано следователем ГИБДД или адвокатом обвиняемого. По общепринятому правилу расследования трасологическая экспертиза выполняется в составе комплексной автотехнической экспертизы.
- Возникновение споров по сумме страховой компенсации, выплаченной страховой компанией после аварии. Страховщики стараются всеми способами минимизировать размер компенсации, поэтому заключение независимого эксперта поможет восстановить справедливость в решении данного вопроса.
- Возникновение споров в определении виновника ДТП. Для разрешения конфликтной ситуации судом назначается проведение экспертизы и по её результатам объективно определяется виновная сторона.
- Возникновение споров по поводу материальной компенсации, выплачиваемой виновником аварии пострадавшим сторонам. Нередко находятся пострадавшие, которые, воспользовавшись ситуацией, прибавляют к полученным в аварии повреждениям ещё бывшие ранее до этого столкновения «боевые шрамы», желая восстановить их за счёт последнего виновника. Различить старые и новые повреждения поможет проведение транспортно-трасологической экспертизы.
- Защита от лживых обвинений на суде. Имея на руках экспертное заключение, обвиняемый водитель может эффективно отвергнуть все неправомерные притязания со стороны других участников происшествия.
Таким образом основная функция трасологической экспертизы — установление виновника аварии, точное восстановление деталей и описание следов оставленных при ДТП.
Вопросы, которые ставятся перед экспертом-трасологом
При трасологической экспертизе существует диапазон вопросов, которые можно разделить на несколько групп.
- По принадлежности следов от транспортных средств:
- Какому автомобилю принадлежат следы, которые остались на месте аварии?
- Какая шина оставила эти следы на дороге во время аварии?
- Соответствуют ли следы, снятые на месте аварии, типу автомобилей, участвовавших в ДТП?
- Соответствуют ли следы и признаки удара с ситуацией, описываемой участниками ДТП?
- Какие действия были совершены зачинщиком аварии?
- Восстановление целостности картины по частям:
- К каким машинам относятся осколки деталей на месте аварии?
- Относятся ли эти осколки к машинам участников аварии?
- Перестраивалась ли какая-нибудь машина на другую линию?
- Выявление следов и виновности конкретного автомобиля:
- Какие следы, обнаруженные на дороге или иных объектов по близости, принадлежат данному автомобилю?
- Скорость данного автомобиля в момент столкновения с другим?
- Выявление конкретного места ДТП:
- На какой полосе произошло столкновение?
- В каком ряду стояли машины?
- Как располагались автомобили во время столкновения?
Порядок проведения трасологической экспертизы
Этапы трасологической экспертизы:
- заключение договора с экспертной организацией;
- изучение экспертами представленных документов;
- выезд экспертов на место ДТП;
- осмотр места аварии и транспортных средств с помощью средств компьютерного моделирования, а также взятие проб и образцов;
- проведение исследования и определение соответствия выявленных повреждений обстоятельствам ДТП;
- анализ полученных данных;
- составление экспертного заключения, в котором эксперт отвечает на поставленные вопросы. В экспертное заключение также включают необходимые фотографии, схемы осмотра места происшествия и иные документы.
Какие вопросы могут быть заданы эксперту:
- в каких обстоятельствах были получены повреждения?
- какое транспортное средство нанесло повреждения изучаемому автомобилю?
- какой автомобиль оставил следы на дорожном покрытии в месте аварии?
- какими элементами кузова столкнулись автомобили в момент аварии?
- какое было направление автомобилей перед аварией?
- на каком отрезке дороги произошла авария?
Цели и особенности проведения трасологической экспертизы
Трасологическая экспертиза при ДТП – это профессиональное исследование следов автотранспорта, направленное на установление механизма и обстоятельств аварии.
Экспертиза может быть назначена судом при рассмотрении уголовных или гражданских дел, а также проводится и по желанию участников ДТП при возникновении спорных ситуаций. Наиболее частые из них:
- Споры со страховыми компаниями при отказе в компенсационных выплатах;
- Наличие необоснованных выводов сотрудников ГИБДД о виновности участника ДТП;
- Споры с другими участниками ДТП по вопросам возмещения ущерба и т.д.
Важно помнить, что главная цель экспертизы – это реконструкция технических обстоятельств аварии. В компетенцию эксперта входит:
- Определение скорости машин до столкновения;
- Определение направления движения участников ДТП: автомобилей и пешеходов;
- Установление места столкновения автомобилей и их взаимного расположения относительно проезжей части и друг друга;
- Установление причин ДТП и т.д.
Эксперт при проведении исследования не вправе касаться юридической части вопроса, то есть делать выводы о правомерности тех или иных действий и, тем более, определять виновность его участников. Это компетенция сотрудников ГИБДД и суда.
Виды экспертиз после аварий
Вопросов для изучения аварии множество: условия, обстоятельства дорожно-транспортного происшествия (ДТП), состояние водителя, транспортного средства (ТС), дороги. Поэтому экспертиз может быть проведено несколько:
- Судебно-медицинская. Определяет тяжесть телесных повреждений и отвечает на вопросы медицинского характера.
- Автотовароведческая. Устанавливает имущественный ущерб.
- Автотехническая. Определяет состояние автотехники и обстоятельства совершения ДТП. Включает проверку:
- технического состояния ТС;
- механизма ДТП;
- инженерно-психофизиологическую, оценивающую состояние водителя;
- маркировки автотранспорта;
- дорожно-транспортную, определяющую состояние дороги;
- шин;
- транспортно-трасологическую, позволяющую выяснить траектории и точки взаимодействия ТС.
Во сколько обойдется экспертиза
Стоимость трасологической экспертизы будет определяться ситуацией и конкретной экспертной организацией. Чем больше объем работы, тем проверка дороже. Важную роль играют сроки. Если их устанавливает суд, графика приходится придерживаться, а за срочность – доплачивать.
Платит всегда заказчик, а окончательно расплачивается потом виновник, признанный судом.
Государство не регулирует тарифы на экспертные услуги. Цена устанавливается экспертными организациями и зависит от региона. В среднем по России стоимость быстрой экспертизы составляет 10-20 тыс. рублей. Если сроки не давят, а материалов достаточно, заказчику экспертиза обойдется примерно вдвое дешевле. Но может затянуться на месяц и дольше. Поэтому рекомендуется интересоваться, как, в какие сроки проводится экспертиза и сколько стоит.
Возможности трасологической экспертизы
Достижения науки и техники и разработка новых методов и технических средств, применяемых в криминалистике, предопределили современные возможности трасологических экспертиз.
Комплексный подход, осуществляемый трасологами совместно со специалистами в других областях, знаний (судебные медики, материаловеды, химики, биологи) позволяет решать такие задачи, как идентификация орудия, образовавшего следы и повреждения (механоскопические экспертизы).
Отдельно хотелось бы отметить так называемую ситуалогическую экспертизу, использующую анализ ситуации (систему следов и иных объектов, составляющих обстановку места происшествия, влияющую на механизм отдельных следовых взаимодействий) на месте происшествия в целях установления механизма происшествия в целом, а также решения диагностических задач. Задачи такого рода относятся к разряду интегративных, а экспертное исследование проводится, как правило, на месте происшествия комиссией экспертов (трасологов, медиков, баллистов материаловедов и др.).
Особое место в производстве трасологических экспертиз занимают микротрасологические исследования, объектами которых являются микроследы, микрочастицы и микроследы на микрочастицах. Наряду с традиционными техническими средствами (микроскопы, профилографы-профилометры) при проведении такого рода исследований используются голография, вычислительная техника сканирующие микроскопы (большая глубина резкости которых позволяет выделить не только микропризнаки, но и ультрамикропризнаки в углублениях дна следа), растровые электронные микроскопы.