Разные статусы участков: правовые последствия

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разные статусы участков: правовые последствия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Начиная с 2014 года, виды функционального использования земельных участков вносятся в правоустанавливающую документацию, получаемую правообладателем после приобретения участка на торгах. До участия в торгах, заинтересованное лицо вправе получить данные сведения в администрации.

Общая структура классификатора (ВРИ)

Наименование обобщенного вида разрешенного использования земельных участков Наименование уточненного вида разрешенного использования земельных участков
1.0 – Сельскохозяйственное использование
  • 1.1 – Растениеводство
  • 1.2 – Выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур
  • 1.3 – Овощеводство
  • 1.4 – Выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур
  • 1.5 – Садоводство
  • 1.6 – Выращивание льна и конопли
  • 1.7 – Животноводство
  • 1.8 – Скотоводство
  • 1.9 – Звероводство
  • 1.10 – Птицеводство
  • 1.11 – Свиноводство
  • 1.12 – Пчеловодство
  • 1.13 – Рыбоводство
  • 1.14 – Научное обеспечение сельского хозяйства
  • 1.15 – Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции
  • 1.16 – Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках
  • 1.17 – Питомники
  • 1.18 – Обеспечение сельскохозяйственного производства
2.0 – Жилая застройка
  • 2.1 – Малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных и садовых домов);
  • 2.2 – Приусадебный участок личного подсобного хозяйства
  • 2.3 – Блокированая жилая застройка
  • 2.4 – Передвижное жилье
  • 2.5 – Среднеэтажная жилая застройка
  • 2.6 – Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)
  • 2.7 – Обслуживание жилой застройки
3.0 – Общественное использование объектов капитального строительства
  • 3.1 – Коммунальное обслуживание
  • 3.2 – Социальное обслуживание
  • 3.3 – Бытовое обслуживание
  • 3.4 – Здравоохранение
  • 3.5 – Образование и просвещение
  • 3.6 – Культурное развитие
  • 3.7 – Религиозное использование
  • 3.8 – Общественное управление
  • 3.9 – Обеспечение научной деятельности
  • 3.10 – Ветеринарное обслуживание
4.0 – Предпринимательство
  • 4.1 – Деловое управление
  • 4.2 – Торговые центры (Торгово-развлекательные центры)
  • 4.3 – Рынки
  • 4.5 – Банковская и страховая деятельность
  • 4.6 – Общественное питание
  • 4.7 – Гостиничное обслуживание
  • 4.8 – Развлечения
  • 4.9 – Обслуживание автотранспорта
5.0 – Отдых (рекреация)
  • 5.1 – Спорт
  • 5.2 – Природно-познавательный туризм
  • 5.3 – Охота и рыбалка
  • 5.4 – Причалы для маломерных судов
  • 5.5 – Поля для гольфа и конных прогулок
6.0 – Производственная деятельность
  • 6.1 – Недропользование
  • 6.2 – Тяжелая промышленность
  • 6.3 – Легкая промышленность
  • 6.4 – Пищевая промышленность
  • 6.5 – Нефтехимическая промышленность
  • 6.6 – Строительная промышленность
  • 6.7 – Энергетика
  • 6.8 – Связь
  • 6.9 – Склады
  • 6.10 – Обеспечение космической деятельности
7.0 – Транспорт
  • 7.1 – Железнодорожный транспорт
  • 7.2 – Автомобильный транспорт
  • 7.3 – Водный транспорт
  • 7.4 – Воздушный транспорт
  • 7.5 – трубопроводный транспорт
8.0 – Обеспечение обороны и безопасности
  • 8.1 – Обеспечение вооруженных сил
  • 8.2 – Охрана Государственной границы Российской Федерации
  • 8.3 – Обеспечение внутреннего правопорядка
  • 8.4 – Обеспечение деятельности по исполнению наказаний
9.0 – Деятельность по особой охране и изучению природы
  • 9.1 – Охрана природных территорий
  • 9.2 – Курортная деятельность
  • 9.3 – Историческая
10.0 – Лесная
  • 10.1 – Заготовка древесины
  • 10.2 – Лесные плантации
  • 10.3 – Заготовка лесных ресурсов
  • 10.4 – Резервные леса
11.0 – Водные объекты
  • 11.1 – Общее пользование водными объектами
  • 11.2 – Специальное пользование водными объектами
  • 11.3 – Гидротехнические сооружения
12.0 – Общее пользование территории
  • 12.1 – Ритуальная деятельность
  • 12.2 – Специальная
  • 12.3 – Запас

Понятие разрешенного использования для иных видов застройки

В рамках пользования каждого населенного пункта имеются отдельные участки земли, которые характеризуются, как разрешенные для иных видов жилой застройки, что значит это сейчас будем разбирать.

По законодательным документам, это такие земли, которые предназначены для размещения объектов капитального строительства. Если быть точнее, то на подобных участках принято сооружать здания индивидуальной жилой застройки и ее резервы. В связи с данным понятием у лиц, планирующих запустить стройку может возникнуть вопрос, разрешено ли начать возводить дом для проживания на таком месте.

С юридической точки зрения, такие земли пригодны для начала строительства с использованием фундамента и без него. Здесь разрешено размещать жилые помещения практически любого вида, которые предназначены исключительно для проживания в них.

Земли поселений в 2021 году: виды разрешенного использования

Владение недвижимостью у многих людей ассоциируется с понятием, что хозяин собственности может делать с ней все, что захочется, использовать по своему усмотрению. Такой постулат не подходит к землям, предназначенным для производства продукции сельского хозяйства.

Использование сельских угодий обусловлено действующим законодательством рядом условий и ограничений. Например, строительство на сельскохозяйственных землях линейно-кабельных сооружений или использование для получения строительных полезных ископаемых (песок, глина) возможно только при наличии утвержденного проекта рекультивации, то есть возвращения первоначального вида и качества.

Осуществление деятельности охотничьего хозяйства допускается без ограничений, если иное не предусмотрено законом. Земельные участки, расположенные далее 30 километров от границ сельских населенных пунктов, не могут быть использованы для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, кроме линейных объектов (линии электропередач, трубопроводы).

Читайте также:  Что означает фраза «за впервые совершенное административное правонарушение»?

Основной документ, регулирующий распределение, передачу земельных участков, их применение – это Земельный кодекс РФ. Им выделяется 7 основных категорий:

  • Это земли поселений.
  • Земельные территории, используемые для нужд сельского хозяйства.
  • Территории земли лесного фонда.
  • Водного фонда.
  • Земельные площади специального назначения. В данную категорию относятся земли, которые предназначены для нужд обороны, транспорта, промышленности.
  • Площади земли, на которых находятся особо охраняемые объекты.
  • Еще одна категория – земля запаса. Это важный ресурс государства.

Земли некоторых категорий могут иметь еще одну дополнительную характеристику – наличие особых условий. Такие условия предусмотрены для участков, на которых располагаются заповедники, национальные парки.

Разделение на категории земельных площадей государства – не единственная мера, направленная на контроль использования земельных участков. Законодательство в земельной сфере использует еще такое понятие, как виды разрешенного использования. Каждый земельный участок, помимо категории, имеет еще и определенный вид допустимого использования (или несколько видов).

ВНИМАНИЕ! Категория земель и вид разрешенного использования – это их юридический и правовой статус.

Что такое нецелевое использование земель и какая ответственность ждет за него

В современной судебной практике между нецелевым использованием земель и нарушением видов разрешенного использования практически всегда ставится знак равенства, так как большинство судей считают, что эти два понятия равнозначны. Если обратиться к административному законодательству, то можно увидеть, что действительно — разница между нецелевым использованием земель и нарушением вида использования при назначении наказания за совершенные административные наказания отсутствует.

Таким образом, единственной категорией, на основе которой будут назначаться меры административной ответственности, в этом случае будет считаться нецелевое использование земель. Под этим понятием следует рассматривать такой вид эксплуатации земельных ресурсов, который не предусмотрен для определённой группы земельных участков, отнесенных законодательством к той или иной категории.

Фактическое пользование земельным участком

Ни Гражданский, ни Земельный кодексы РФ не предусматривают легального определения такого понятия, как «фактическое пользование земельным участком».

О фактическом пользовании земельным участком говорится лишь в п. 4 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», согласно которому гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса РФ (т.е. до 21.10.2001) либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса РФ.

Также следует отметить, что фактическое пользование земельным участком имеет значение и для приобретения данного участка в собственность, если гражданин, не являющийся собственником участка, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющий им как своим собственным в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на него в силу приобретательной давности (ст. 234 ГК РФ).

Таким образом, право фактического пользования земельным участком имеет правовое значение для оформления в собственность земельного участка при условии нахождения в собственности недвижимости, расположенной на данном участке и находящейся в собственности до введения в действие Земельного кодекса РФ, либо открытого и фактического владения участком в течение пятнадцати лет.

Правовое регулирование сделок с землей

Сделка — это действия, в результате которых у ее сторон — юридических или физических лиц — возникают, изменяются и/или прекращаются определенные права и обязанности (ст. 153 ГК РФ). К сделкам с землей применяются общие нормы гражданского законодательства, действующие в отношении всех видов договоров.

В частности, изучив гл. 9 ГК РФ, можно сделать вывод, что соглашение признается заключенным в том случае, если:

  • оно соответствует требованиям действующего законодательства;
  • стороны являются дееспособными;
  • в нем прописаны все существенные условия;
  • соблюдена установленная законодателем форма.

При этом правовое регулирование сделок с земельными участками имеет свою специфику, которая зависит от того, какие именно манипуляции выполняются с землей.

На практике существует несколько видов сделок с земельными участками:

  1. Купля-продажа.
  2. Мена.
  3. Ипотека/залог.
  4. Аренда.
  5. Дарение.
  6. Рента.
  7. Доверительное управление.

Заключение договора доверительного управления землей

Договор доверительного управления — это соглашение, на основании которого одна сторона принимает на себя обязательства по использованию и применению участка земли таким образом, чтобы обеспечить интересы ее владельца (ст. 1012 ГК РФ).

Особенности такой сделки заключаются в том, что:

  • право собственности сохраняется за владельцем земли, т. е. управляющий может лишь самостоятельно ее использовать (п. 1 ст. 1012 ГК РФ);
  • все действия с землей управляющий совершает от своего имени, указывая при этом в документах сведения о своем статусе (п. 3 ст. 1012 ГК РФ);
  • в договоре необходимо указать сведения о земельном участке, лице, в интересах которого будет использоваться земля, сроке действия соглашения и размере вознаграждения, выплачиваемого управляющему (п. 1 ст. 1016 ГК РФ);
  • максимальный срок действия соглашения — 5 лет. При отсутствии возражений любой из сторон по истечении он автоматически пролонгируется еще на 5 лет (п. 2 ст. 1016 ГК РФ).

Новые правила выкупа земельных участков

ЗК РФ Статья 39.3. Случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов

Читайте также:  Прописка в долевой собственности

(введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 39.3. ЗК РФ

Споры в суде общей юрисдикции:

1. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

С 12.04.2022 до конца 2023 г. допустима продажа физлицам без торгов публичных участков, участков с неразграниченной госсобственностью для ведения личного подсобного хозяйства за границами населенного пункта, ведения садоводства или огородничества и предоставленных в аренду таким лицам при отсутствии неустраненных нарушений законодательства (Постановление Правительства РФ от 09.04.2022 N 629).

2. Без проведения торгов осуществляется продажа:

1) утратил силу. — Федеральный закон от 30.12.2020 N 494-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1) земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного по договору аренды или договору безвозмездного пользования в целях комплексного освоения, развития территории, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»;

(пп. 1.1 введен Федеральным законом от 23.06.2016 N 221-ФЗ; в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) утратил силу. — Федеральный закон от 30.12.2020 N 494-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, за исключением земельных участков общего назначения, членам такого товарищества;

(пп. 3 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) утратил силу. — Федеральный закон от 30.12.2020 N 494-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) утратил силу с 1 января 2019 года. — Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса;

7) земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса;

8) земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;

9) земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 336-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10) земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса;

(в ред. Федеральных законов от 29.07.2017 N 217-ФЗ, от 14.07.2022 N 312-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11) земельных участков гражданам в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

(пп. 11 в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 226-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Если единственная заявка на участие в аукционе по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подана лицом, которое соответствует указанным в извещении о проведении аукциона требованиям к участникам аукциона и заявка на участие в аукционе которого соответствует указанным в извещении о проведении аукциона условиям аукциона, либо если только один заявитель признан единственным участником аукциона или в аукционе принял участие только один его участник, продажа такого земельного участка осуществляется указанному лицу.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в аренде.

По общему правилу, арендатор земельного участка может изменить вид разрешенного использования только с согласия арендодателя, то есть с согласия собственника участка.

Единой процедуры получения согласия арендодателя нет.

В каждом муниципалитете действуют свои правила и процедуры получения такого согласия.

Если вы арендуете муниципальную землю, то нужно обратиться с заявлением (в свободной форме) в администрацию, в котором обосновать необходимость изменения ВРИ и попросить дать письменное согласие.

Скорее всего, данное согласие будет выражено в распоряжении или постановлении главы администрации.

Если согласие получено, то дальнейшая процедура изменения разрешенного использования участка будет аналогична той, которая описана для собственника участка.

Расширение состава сведений ЕГРН

С января 2023 года меняется состав сведений о назначении объекта, которые вносятся в кадастр недвижимости. Исключаются такие назначения как: жилое строение и жилое. Добавляется «жилой дом». Теперь назначение объекта необходимо указывать из списка: нежилое, многоквартирный дом, садовый дом, жилой дом.

Читайте также:  Транспортный налог в 2023 году: сроки уплаты, льготы, ставки, амнистия

Кроме того, дополняются сведения о земельных участках для государственных или муниципальных нужд: образован ли участок путем перераспределения земель; решение о изъятии земельного участка или расположенного на нем объекта; о расположении земельного участка или расположенного на нем недвижимого объекта в границах территории, в отношении которой принято решение о резервировании земель.

Появится новый раздел в ЕГРН «перечень координат пунктов геодезической основы в местных системах координат кадастровых округов».

Новые правила аренды сельскохозяйственных земель без конкуренции установили принципы работы с ними. Закон № 316-ФЗ ввел дополнительные положения и изменения

  • ЗЕМЕЛЬНЫЙ ЗАКОН:.
    • Статья 22 заменяется и дополняется соответствующими изменениями
    • Статья 9 дополнена пунктом 9
    • Статья 10 дополнена пунктом 8
    • Появляется статья 10(1).

    Закон № 316-ФЗ вводит дополнительные ограничения прав нанимателей муниципальных участков в виде запретов

    1. на изменение целевого использования участка:.
      • утрачивается возможность строительства жилых комплексов.
    2. На передачу:.
      • Передача участков третьим лицам (включая аренду)
      • Право сдачи участков в аренду
    3. Налогообложение земли AS: взносы в коллективное законодательство
      • Вклад в финансовые компании или законодательство о компаниях
      • Совместные производственные кооперативы.

    Наложение запретов гарантирует главную идею закона, а именно немедленное использование земли для сельскохозяйственного производства.

    Процедура составления договора аренды для частной компании относительно проще, чем для государства или муниципалитета. Это связано с тем, что стороны сами определяют большинство условий.

    Целью аренды часто является совместное использование, т.е. определенная доля земли, принадлежащая большему числу владельцев. В таких случаях собственность должна иметь строго определенные границы. Участок должен быть огорожен владельцем, и участок должен быть измерен.

    Затем участок регистрируется в земельном кадастре и может быть использован как полноценный объект аренды. Найти землю, пригодную для сдачи в аренду, можно несколькими способами.

    • Обратиться в местные органы власти для получения информации о свободных участках и
    • обращение в МФЦ для получения декларации о собственности на землю; и
    • выбрать участки из тех, что выставлены на торги, и
    • найти свободные участки на Карте государственных земель Росреестра.

    Аренда земель сельскохозяйственного назначения осуществляется на основании документально подтвержденных заявок через аукцион. Процесс получения участка выглядит следующим образом

    1. Заинтересованные лица подают письменное или электронное заявление о предоставлении участка в орган государственной власти или местный орган исполнительной власти.
    2. Заявитель производит оплату работ по ведению земельного кадастра и обращается в органы кадастра для государственной регистрации земли.
    3. В течение двух недель после предоставления кадастрового паспорта объекта административный орган принимает решение о передаче арендуемого участка на торгах (аукционе, конкурсе).
    4. В зависимости от результатов аукциона победитель торгов приобретает право аренды выставленного на аукцион объекта и заключает договор с собственником.

    Сделка оформляется в соответствии с Общим положением на основании заключенного между сторонами договора и регистрируется в Федеральном реестре юридических лиц. Арендатор получает право пользования предоставленным земельным участком на срок и для целей, указанных в договоре аренды.

    Для расчета налога на имущество за налоговый период 2022 года во всех регионах (за исключением ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области) в качестве налоговой базы используется кадастровая стоимость недвижимости, при этом для исчисления налога действуют понижающие коэффициенты, уточнили в ФНС:

    • 0,4 — для Севастополя, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы второй год;
    • 0,6 — для десяти регионов (Республики Алтай, Крыма, Алтайского и Приморского краев, Волгоградской, Иркутской, Курганской, Свердловской и Томской областей, Чукотского автономного округа), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий год;
    • 10%-ное ограничение роста налога по сравнению с предшествующим налоговым периодом — для регионов, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий и последующие годы (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ);
    • 0,6 в отношении объекта, образованного начиная с четвертого налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения) исходя из кадастровой стоимости — применительно к первому налоговому периоду, за который исчисляется налог в отношении этого объекта (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ).

    Комментарии к статье 39.3 земельного кодекса РФ

    Комментируемой статьей установлены случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов. Речь в данной статье идет только о случаях возмездной передачи в собственность земельных участков на основании договоров купли-продажи, случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность урегулированы ст. 39.5 ЗК РФ.

    Так, по общему правилу продажа земельных участков осуществляется на торгах, проводимых в форме аукциона. Порядок организации и проведения аукциона урегулирован ст. ст. 39.11 и 39.12 ЗК РФ.

    Следует отметить, что ранее действовавшая ст. 30 ЗК РФ также предусматривала, что предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) (п. 2 ст. 30 ЗК РФ). Вместе с тем земельным законодательством предусматривался ряд исключений из этого правила, которые нашли отражение и в комментируемой статье.


    Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...