В каких случаях Роспотребнадзор может провести административное расследование?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В каких случаях Роспотребнадзор может провести административное расследование?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Принять решение и возбудить дело о совершенных административных нарушениях, а также провести соответствующее расследование может уполномоченное должностное лицо (п. 4 статьи 28.7 КоАП РФ). При осуществлении этих действий составляется протокол об выявленных нарушениях. Далее дело передается в прокуратуру.

Статьи об административной ответственности конкретных граждан

Административная ответственность для некоторых граждан, выполняющих конкретные функциональные обязанности, а также для иностранных граждан и лиц без гражданства оговорена в отдельных статьях КоАП РФ.

Законодательный документ Название документа
Статья 2.4 «Административная ответственность, предусмотренная для должностных лиц»
Статья 2.5 «Административная ответственность для военнослужащих лиц, граждан, находящихся на военных сборах, а также лиц, имеющих воинские звания»
Статья 2.6 «Административная ответственность для граждан, имеющих иностранное гражданство, без гражданства, а также для иностранных юридических лиц»
Статья 2.10 «Административная ответственность юридических лиц»

Для проведения административного расследования должны быть соблюдены определенные условия в соответствии с законодательством:

Наличие оснований. Административное расследование может быть начато только при наличии оснований, которые могут быть определены в законодательстве. Основаниями могут быть, например, сообщение о совершенном правонарушении, обнаружение административного правонарушения полицейскими при осуществлении служебной деятельности или другие законно предусмотренные ситуации.

Компетентность органа. Административное расследование должно проводиться компетентным органом власти, определенным законодательством. Это может быть полиция, прокуратура или иные специализированные органы.

Объективность. Расследование должно проводиться независимо и объективно. Органы, проводящие расследование, должны действовать в соответствии с законом и не допускать произвольности или предвзятости.

Соблюдение процедуры. При проведении административного расследования должны соблюдаться установленные процедурные правила — соблюдение прав и законных интересов подозреваемого, соблюдение правил сбора и хранения доказательств, а также соблюдение сроков и порядка рассмотрения дела.

Пример: Если полиция получает информацию о том, что в публичном месте произошло хулиганство, угрожающее безопасности граждан, они могут начать административное расследование. В данном случае полиция действует на основании сообщения о правонарушении, является компетентным органом для проведения расследования, должна действовать объективно и соблюдать процедурные правила, чтобы собрать все необходимые доказательства и принять соответствующие меры по закону.

Обычно сроки проведения административного расследования определены следующим образом:

  • Предварительное расследование. Законодательство предусматривает, что предварительное расследование должно быть завершено в разумные сроки. Однако конкретные сроки не указаны и могут варьироваться в зависимости от сложности дела. В общем случае, сроки предварительного расследования могут колебаться от нескольких дней до нескольких месяцев.
  • Специальное расследование. Сроки проведения специального расследования могут быть более продолжительными, так как оно связано с проведением специализированных экспертиз или дополнительных исследований. В зависимости от сложности дела и доступности необходимых ресурсов, сроки проведения специального расследования могут составлять от нескольких недель до нескольких месяцев.
  • Следственное действие. Сроки проведения следственных действий также могут быть различными и зависят от конкретных обстоятельств дела. Например, сроки для проведения допроса подозреваемого или свидетелей могут быть определены в пределах нескольких дней или недель.

В конце проведения административного расследования составляются определенные документы, которые оформляют результаты расследования и являются основой для принятия дальнейших процессуальных решений:

Протокол об административном правонарушении. Это основной документ, который фиксирует факты административного правонарушения, его обстоятельства, место и время совершения, лиц, участвующих в правонарушении, и другую существенную информацию. Протокол должен быть составлен подробно и точно, с указанием всех необходимых деталей и обстоятельств.

Акт проверки или осмотра. В зависимости от характера расследуемого правонарушения может потребоваться составление акта проверки или осмотра места совершения правонарушения или других объектов, связанных с делом. Акт содержит информацию о результатах проверки, фиксирует обнаруженные доказательства или следы, а также мнения свидетелей или экспертов, если они присутствовали при проверке.

Заключение эксперта или экспертного учреждения. Если в рамках расследования была проведена экспертиза, составляется соответствующее заключение эксперта или экспертного учреждения. В заключении содержатся результаты и выводы экспертизы, которые могут быть важными доказательствами при дальнейшем рассмотрении дела.

Решение о возбуждении дела или об отказе в возбуждении дела. На основе проведенного расследования компетентные органы власти принимают решение о возбуждении административного дела или об отказе в его возбуждении. Решение должно содержать обоснование принятого решения и ссылки на соответствующие нормы законодательства.

Читайте также:  Как составить ответ на претензию по оплате задолженности

Иные документы, связанные с расследованием. В зависимости от характера дела и требований законодательства могут быть составлены и другие документы, такие как протоколы допросов, показаний свидетелей, запросы на получение дополнительной информации и т. д.

Составленные документы имеют юридическую силу и используются в дальнейшем процессе рассмотрения административного дела, в том числе при вынесении решения о наложении административного наказания или прекращении дела.

Пересмотр постановлений или решений по делам об административных правонарушениях

Рассматриваемая стадия производства по делам об административных правонарушениях обеспечивает гарантии законности и обоснованности вынесения решения по делу об административном правонарушении.

Под пересмотром понимается рассмотрение дел органами, на которые возложен контролъ за законностью постановлений по делам об административных правонарушениях, или повторное рассмотрение дел органом, принявшим постановление, либо рассмотрение дела по подведомственности иным органом, если оно было рассмотрено некомпетентным субъектом административной юрисдикции.

Пересмотр — это новое разбирательство дела субъектом, наделенным правом отменить, изменить или оставить ранее принятое постановление без изменений.

Рассмотрим более подробно этапы стадии пересмотра постановлений и решений по делу об административном правонарушении.

Первым этапом является подача жалобы на постановление по делу или решение по жалобе.

Так, физическое, должностное или юридическое лицо, будучи привлеченным к административной ответственности, может самостоятельно выбрать в качестве инстанции обжалования либо судебную инстанцию, либо вышестоящий орган, либо вышестоящее должностное лицо.

Согласно ст. 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста либо административного выдворения, а так же при назначении административного приостановления деятельности подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы.

В случае, если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.

Жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать. Таким образом, впервые КоАП РФ вводит принцип опосредованного принесения жалобы. Такая система позволяет преодолеть целый ряд сложностей, с которыми может столкнуться субъект, подающий жалобы, в процессе обжалования постановления.

Следующий этап — подготовка к рассмотрению жалобы.

Кто инициирует и проводит административное расследование?

Принять решение и возбудить дело о совершенных административных нарушениях, а также провести соответствующее расследование может уполномоченное должностное лицо (п. 4 статьи 28.7 КоАП РФ). При осуществлении этих действий составляется протокол об выявленных нарушениях. Далее дело передается в прокуратуру.

Итак, если разделить полномочия ответственных лиц, то распределение их действий выглядит следующим образом:

Уполномоченное должностное лицо вправе выявлять правонарушение, инициировать и проводить предварительное расследование, составлять протокол о произведенных действиях и их результатах (п. 2 статьи 28.7 КоАП РФ).

После того, как был доказан факт совершения административного нарушения, прокурор, согласно п. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ», немедленно издает постановление о выявленном правонарушении и возбуждает о нем дело (ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ).

Все должно быть четко

В четвертой части седьмого пункта 28-й статьи можно увидеть требования о проведении расследования именно там, где нарушение норм было обнаружено либо произошло. Здесь же четко установлен срок расследования административного дела – он составляет месяц с момента, когда начался процесс. Возможно начало следствия по причине написанного неким лицом ходатайства. Этот человек, соответственно, отвечает за ведение дела. Вышестоящая должность, получив такое ходатайство, может принять решение о его удовлетворении. Это несколько увеличивает сроки, выделенные на исследование случая. Обычно запрещено продление более чем на месячный период.

Любопытны положения четвертой части 24-й статьи того же сборника нормативных актов. Этот блок документа посвящен тем, кто принимает участие в делопроизводстве в силу нарушения прав по КОАП. Указана возможность письменного оформления ходатайства, которое затем в обязательном порядке рассматривают судья, некоторое должностное лицо либо инстанция, занимающаяся процессом. Ответственный человек, в чьем ведении делопроизводство, обязан или удовлетворить ходатайство, или оформить по нему отказ. При втором варианте решение должно выноситься в виде определения. При положительном ответе продлевается время для разбирательств по случаю. Возможно продление срока административного расследования по КОАП, если есть нужда в выяснении дополнительных обстоятельств. Обе указанные причины допускают увеличение продолжительности изучения дела на период до месячного, но не более.

Читайте также:  Переуступка прав аренды земельного участка между физическими лицами

Как проводится административное расследование?

Ответственность за правонарушение, совершенное несовершеннолетним гражданином наступает в шестнадцатилетнем возрасте, а наказание за него зависит от тяжести и вреда, нанесенного потерпевшему лицу.

Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.

В целях обеспечения своевременного рассмотрения дела административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. По общему правилу административное расследование должно быть закончено не позднее месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

Административное расследование — это один возможных путей производства по делу об административном правонарушении. В том случае, когда при выявлении нарушения невозможно сразу установить лицо, совершившее правонарушение, все обстоятельства совершенного правонарушения, произвести оценку информации о совершенном правонарушении — проводится административное расследование.

Умышленным правонарушением считается сознательно совершенное гражданином действие или же его бездействие, в результате которого наступили негативные последствия.

Административным правонарушением признается ненормальное поведение человека в обществе, которое является социальным и юридическим противопоставлением существующим нормам.

Статья 2.2. дает информацию о форме вины гражданина.

  1. Умышленным правонарушением считается сознательно совершенное гражданином действие или же его бездействие, в результате которого наступили негативные последствия. Другой вариант — гражданин желал наступивших последствий и сознательно допустил их, или же просто не предпринял действий для их предотвращения.
  2. Правонарушение считается произведенным по неосторожности, если гражданин предполагал наступление негативных последствий и пытался их предотвратить, однако не рассчитал свои возможности, хотя должен был их предвидеть. В данном случае равно, как и в предыдущих моментах, учитывается как действие, так и бездействие гражданина.

Административное нарушение расследуется, если необходимо провести какие-либо экспертизы, проверки и другие процессуальные действия. Так как все это занимает время, сроки расследования регламентированы законодательством.

Порядок проведения расследования

Согласно установленному порядку КоАП, расследование необходимо проводить в месте выявления или совершения правонарушения административного типа. Задачи производства по подобным делам определяют необходимость привлечения виновного лица к ответственности с соблюдением принципов полноты, объективности и справедливости.

Расследование правонарушения административного характера необходимо проводить тщательно, с исследованием всех обстоятельств и места его совершения. После произведения всех необходимых действий потерпевшие и правонарушители вправе знакомиться с собранными в процессе глубокой проверки материалами, давать пояснения и объяснения по делу, представлять материалы для изучения со своей стороны.

Комментарий к Статье 28.7 КоАП РФ

1. Административное расследование представляет собой совокупность действий, осуществление которых необходимо для получения дополнительных сведений и материалов, необходимых для правильного разрешения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

2. Нововведением КоАП является назначение административного расследования при выявлении административных правонарушений в области антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства о защите прав потребителей, налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, дорожного движения и на транспорте.

Главным условием для принятия решения о проведении административного расследования является необходимость осуществления экспертиз или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат.

3. В целях обеспечения своевременного рассмотрения дела административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. По общему правилу, административное расследование должно быть закончено не позднее 1 месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях срок административного расследования может быть продлен на срок не более 1 месяца, а по делам о нарушении таможенных правил — на срок до 6 месяцев. При этом продление срока является правом вышестоящего должностного лица.

4. Административное расследование завершается в общем порядке составлением протокола об административном правонарушении либо вынесением постановления о прекращении дела. Дело об административном правонарушении подлежит прекращению после проведения административного расследования при наличии установленных законом оснований.

Проведение административного расследования

При выявлении экологических правонарушений проведение административного расследования возможно как в отношении юридического лица, должностного лица, так и в отношении неустановленного круга лиц.

Кто уполномочен проводить административное расследование:

1) согласно ч. 4 ст. 28.7 КоАП РФ: должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях.

2) согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»: прокурор.

После выявления факта административного нарушения уполномоченное должностное лицо принимает решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в виде определения (ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ).

Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования должна быть в течении суток вручена под расписку либо направлена потовым отправлением лицу, в отношении которого вынесено определение.

Читайте также:  Замена счётчиков электроэнергии

Причины и последствия

Учитывать, что срок проведения административного расследования не может превышать месячный, приходится, если нужда в разбирательстве обусловлена правонарушениями, связанными с законами, ограничивающими монополию. КОАП и его положения используют, если нарушение правовых норм связано с рекламированием, легальными доходами и противодействию легализации таковых.

Если персона получила некоторые средства преступным путем, ей придется ответить по закону именно с учетом правил КОАП. По этому же сборнику законов ориентируются, если проблемы связаны с потребительскими правами, таможенной активностью, законами о валюте, действиями налоговых органов и населения, взаимодействующего с налоговиками. КОАП применяется при правонарушениях в сфере защиты природы, изготовления и продажи этилового спирта и продукции, содержащей спирт. По КОАП наказывают, если имеются нарушения в сфере обеспечения безопасности от огня, а также из-за несоблюдения правил на дороге. Административное расследование ведут, если необходимо сделать экспертизу произошедшего или организовать иные действия, которые затягиваются на сравнительно длительный срок. Это декларировано первой частью седьмого пункта 28-й статьи указанного сборника законов.

Если в силу сложившегося положения по конкретному делу из-за наличия ходатайства было решено увеличить длительность изучения случая, такое решение обязательно оформляют письменно. Когда ходатайство о продлении срока административного расследования изучено и одобрено, составляют определение. Ответственность за такое решение возлагают на судью либо инстанцию, занимающуюся вопросом. Если случай ведет конкретное должностное лицо, тогда определение должно вынести именно оно.

Возможна организация расследования, связанная с особенностями таможенных норм. Если есть подозрение на нарушение правил и законов, регламентирующих эту сферу, допускается увеличение продолжительности исследования обстоятельств. Максимальный срок административного расследования для такой ситуации насчитывает полгода. Чтобы это было полностью законно и оправдано, тематическое решение обязан вынести человек, возглавляющий таможенный орган на один иерархический уровень выше, нежели тот, в котором исследуется случай. Такие условия и правила установлены пятой частью седьмого блока 28-й статьи КОАП.

Последовательность – основное правило расследования

Чтобы соблюсти сроки возбуждения административного расследования, изучения дела, вынесения решения, необходимо четко ориентироваться в последовательности работы. Сперва нужно принять решение о самом факте адмрасследования. Такое предполагает определение формальных, фактических условий. Установлено два основных основания. Нужно определить блоки КОАП, применимые к ситуации, и выявить нужду в процессуальных действиях применительно к случаю. При этом таковые должны быть требующими временной затраты, то есть оправдывающими длительность расследования. Формальные обоснования декларированы второй частью седьмого пункта 28-й статьи КОАП. Здесь указана нужда в оформлении официальной бумаги, декларирующей решение. Ответственность за ее оформление возложена на прокурора, который должен сделать постановление, определение.

Адмрасследование начинают, определив нарушения правил. Такие могут касаться патента или акционерных сообществ, ценных бумаг. Сходные расследования проводят, если имеются проблемы с легальным оформлением, проведение референдума, выборов. Необходимо соблюдать сроки проведения административного расследования, если случай исследуется, потому что предполагается финансирование террористических организаций и лиц, занимающихся такой деятельностью. Такие же правила распространяются на случаи, в которых, вероятно, нарушены законы о психотропных средствах, наркотиках, прекурсорах. Сюда же относятся случаи, связанные с допингом, и нормы, принятые для исключения применения таких веществ. Административные нарушения правил возможны в случаях, при которых есть проблемы миграции, охраны здоровья, соблюдения авторских прав. Можно начать расследование, если предполагает нарушение норм, регулирующих товарные знаки, санитарно-эпидемическое благополучие людей, экспорт, коммунальные тарифы.

Административное расследование дорожно-транспортного происшествия может потребовать проведения ряда экспертиз. Инициатором осуществления могут стать участники происшествия или лица, входящие в состав группы, занимающейся выяснением обстоятельств произошедшего. Оплату берёт на себя участник дела, направляющий ходатайство о проведении экспертизы. Также он может указать в документе, что денежные средства должна будет внести та сторона, которая проиграет дело и будет признана виновной. Экспертиза, назначаемая по инициативе группы, занимающейся расследованием произошедшего, оплачивается в равных частях. В последующем лицо, которое будет признано невиновным, может в судебном порядке истребовать затраченные денежные средства.

Цена экспертизы зависит от срочности и сложности произошедшего. Стоимость начинается от 5000 руб и может превышать 25000 руб. Экспертиза может быть выполнена бесплатно, если задействованы государственные специалисты. Однако обычно они очень сильно загружены. Поэтому лицо заранее должно быть готово к тому, что ему придется оплачивать проведение экспертизы.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...