Учетная политика для целей налогообложения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учетная политика для целей налогообложения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Учетная политика не относится к числу обязательных документов, которые нужно сдавать в налоговую инспекцию. Однако при прохождении проверок инспекторы запрашивают этот документ, чтобы убедиться в том, что учет ведется в соответствии с закрепленными в учетной политике способами. Чтобы уменьшить число вопросов налоговиков к способам учета, организации могут добровольно включить учетную политику в состав годовой отчетности.

Санкции за отсутствие учетной политики

Если при запросе учетной политики окажется, что ее нет, то будет взыскан штраф в размере 200 рублей (статья 126 НК РФ). Кроме того, руководитель организации может быть наказан на сумму от 300 до 500 рублей (статья 15.6 КоАП РФ).

Отсутствие или несоблюдение важных положений учетной политики, из-за чего была занижена налоговая база, может быть признано налоговыми органами грубым нарушением правил налогового учета. За это предусмотрена ответственность в виде штрафа по статье 120 НК РФ в размере 10 тыс. рублей и 30 тыс. рублей, если нарушение выявят в нескольких налоговых периодах.

Порядок применения и изменения учетной политики в 2021 году

Учетная политика должна применяться последовательно из года в год. Утвержденная организацией учетная политика обязательна к применению всеми ее филиалами, представительствами и иными подразделениями, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от их места нахождения.

Вновь созданные организации и организации, возникшие в результате реорганизации, должны разработать и утвердить учетную политику не позднее 90 дней со дня своей госрегистрации. В таких случаях учетная политика будет считаться применяемой со дня такой регистрации.

При этом в ряде случаев организация может вносить в свою учетную политику изменения. Так, изменение учетной политики допускается в следующих случаях (ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»):

  • изменение законодательных требований и стандартов бухучета;
  • разработка или выбор нового способа ведения учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте учета;
  • существенное изменение условий деятельности организации.

Правила составления учетной политики

Каждая организация разрабатывает учетную политику, ориентируясь на особенности своей деятельности.

Но есть общие правила формирования учетной политики, которые касаются всех организаций и предпринимателей.

Правило 1. Если в ПБУ/НК есть лишь один способ (метод) учета имущества/операции, указывать его в учетной политике не нужно. Например, налоговая база по НДС определяется на наиболее раннюю из дат — или на день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав, или на день получения оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящей отгрузки10. Выбора здесь нет, поэтому и переписывать эти положения гл. 21 НК в налоговую учетную политику не нужно.

Организации, у которых выручка за предыдущие четыре квартала не превышала в среднем 15 млн руб., за каждый квартал уплачивают только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль11. Повторять эту норму гл. 25 НК в налоговой учетной политике ни к чему.

А вот закрепить в учетной политике, какой период у вас является отчетным по налогу на прибыль — месяц, 2 месяца и так далее до конца календарного года или I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года, — необходимо12.

Правило 2. При составлении учетной политики указывайте способы учета только того имущества (тех операций), которое (которые) у вас уже есть или скоро появится. Не стремитесь записать в нее способы учета всех операций, по которым бухгалтерское и налоговое законодательство предоставляет вам право выбора.

Например, если у вас торговая деятельность, то зафиксируйте порядок определения покупной стоимости товаров и затрат на их доставку при их приобретении и продаже (выбытии). В то же время вам не нужно прописывать порядок учета готовой продукции и незавершенного производства, поскольку у вас их нет.

Если у вас есть товары, облагаемые НДС по разным ставкам, вам нужно разработать и утвердить правила раздельного учета НДС. Но вам это не нужно, если все продаваемые товары облагаются НДС по одной ставке и нет операций, освобожденных от НДС.

Когда у вас впоследствии впервые появится какая­то операция (будет куплено имущество), вот тогда вы и внесете дополнения в учетную политику, касающиеся ее (его) учета. И наверняка эти дополнения будут более продуманными, нежели те положения учетной политики, которые вы можете принять «на всякий случай» заранее (см. правило 7).

Правило 3. Из нескольких вариантов, допускаемых законодательством о бухучете и/или НК РФ, надо выбрать один наиболее подходящий вам вариант учета имущества (хозяйственной операции). Однако имейте в виду, что, если в законодательстве методика учета выбранного способа детально расписана, нет необходимости повторять ее в учетной политике.

Например, в бухучете можно выбрать один из трех вариантов списания материалов при их отпуске в производство и ином выбытии (продаже) — по стоимости каждой единицы, по средней стоимости, по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО)13. Вы выбираете тот из них, который для вас удобнее. Допустим, вы выбрали метод списания по средней стоимости. А дальше еще надо определить, какой вариант оценки вы будете использовать — по взвешенной или по скользящей оценке.

Указываете его в приказе о бухгалтерской учетной политике, например: материалы списываются по средней себестоимости (по взвешенной оценке). А вот методику этого способа в учетной политике расписывать не надо, поскольку она изложена в п. 18 ПБУ 5/01, в пп. 75, 78 Методических указаний по бухучету МПЗ и в приложении 1 к ним14.

Правило 4. Если в НК методика применения какого­либо способа не прописана, ее можно взять из бухучета. Так, в гл. 25 НК предусмотрен выбор одного из трех методов списания товаров при их продаже — по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО), по средней стоимости, по стоимости каждой единицы15. Но в ст. 268 НК нет порядка применения ни одного из этих методов. В связи с этим методику можно взять из бухучета.

Допустим, вы выбрали метод списания по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО). Тогда его указываете в налоговой учетной политике. И, кроме того, дописываете еще, что товары оцениваются по методу ФИФО в том же порядке, который используется в бухучете — в п. 19 ПБУ 5/01, в пп. 76, 78 Методических указаний по бухучету МПЗ и в приложении 1 к ним14.

Как следует подходить к составлению учетной политики?

В качестве исходной должна быть информация о том, какой режим налогообложения будет применять организация: общий, специальный или их совмещение. Помимо этого нужно знать структуру организации, так как наличие или отсутствие обособленных подразделений влияет на порядок уплаты налогов и требует отражения в учетной политике. Кроме того, при наличии обособленных подразделений в учетной политике закрепляется порядок нумерации, составления и оформления счетов-фактур, корректировочных счетов-фактур, а также ведения журнала учета счетов-фактур и книги продаж.

Нужно проанализировать виды деятельности, которыми организация фактически занимается. В случае начала осуществления новых видов деятельности учетная политика может быть дополнена порядком отражения этих видов деятельности для целей налогообложения. При необходимости такие дополнения вносятся в течение налогового периода.

Следует удостовериться в обладании специальным статусом. Например, для профессиональных участников рынка ценных бумаг действуют особенности определения налоговой базы, в частности, возможность включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы НДС, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам).

Необходимо проверить принадлежность организации объектов (земля, транспорт, имущество), которые признают ее налогоплательщиком соответствующего налога.
В итоге для организации, применяющей общий режим налогообложения, в учетной политике способы (методы) учета показателей для налогообложения можно будет установить только в отношении налога на прибыль организаций и НДС. Для исчисления иных налогов дополнительных положений, помимо законодательства о налогах и сборах, не потребуется. В этом случае структура учетной политики может выглядеть следующим образом: общие положения, НДС, налог на прибыль, формы регистров.

Читайте также:  Транспортный налог для юридических лиц в 2023 году

Можно ли утверждать учетную политику каждый год?

Цитата:У организации существует две учетных политики: одна — для целей налогообложения, вторая — для целей бухгалтерского учета. Каждая учетная политика утверждена соответствующим приказом, при этом в приказах четко указано, что учетная политика сформирована на 2008 год. До 2008 года она не составлялась.
Нужно ли было издавать приказ о продлении действия положений имеющейся учетной политики на 2009 год?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации составление приказа о продлении учетной политики для целей бухгалтерского учета 2008 года на 2009 год не требуется. Все изменения в учетной политике могут закрепляться отдельными приказами руководителя.
Что касается учетной политики для целей налогового учета, то, по нашему мнению, более верным будет утвердить на 2009 год новую учетную политику или издать приказ о продлении старой.
Обоснование вывода
Учетная политика для целей бухгалтерского учета
В настоящее время порядок формирования, утверждения учетной политики и внесения в нее изменений установлен в ст. 6 Федерального закона от 29.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ) и ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (далее — ПБУ 1/2008).
Однако следует учитывать, что ПБУ 1/2008 вступило в силу только с 1 января 2009 года (п. 3 приказа Минфина России от 06.10.2008 N 106н), а до этой даты действовало ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» (далее — ПБУ 1/98).
В соответствии с п. 4 ст. 6 Закона N 129-ФЗ и п. 5 ПБУ 1/2008 принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. А согласно п. 10 ПБУ 1/2008 изменение учетной политики может производиться только в строго определенных случаях (аналогичные нормы содержались в п. 6 и п. 16 ПБУ 1/98).
Таким образом, учетная политика составляется один раз, в том году, когда организация была создана и применяется вплоть до ее ликвидации, то есть, если организация ничего не меняет в способах ведения бухгалтерского учета, она не должна изменять и учетную политику. Соответственно, не возникает необходимости и ежегодно составлять новую учетную политику. По нашему мнению, в приказе о формировании учетной политики следует указать не год, на который она утверждается, а дату, с которой данная учетная политика подлежит применению. Например, сообщить, что учетная политика применяется организацией с 2008 года.
На наш взгляд, в случае, если учетная политика принята на конкретный календарный год, у организации также не возникает необходимости ежегодно составлять новую учетную политику или издавать приказ о продлении старой. То есть мы считаем, что в рассматриваемой ситуации организация имеет полное право в 2009 году пользоваться той учетной политикой, которая была утверждена на 2008 год. Именно так обеспечивается соблюдение указанной выше нормы о последовательном применении учетной политики, кроме того, в этом случае соблюдается один из принципов бухгалтерского учета — допущения последовательности применения учетной политики (п. 4.1 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом ИПБ 29.12.1997).
Учетная политика для целей налогообложения
В отличие от бухгалтерского учета налоговое законодательство не содержит требований о последовательном, из года в год, применении утвержденной один раз учетной политики. НК РФ не предусматривает и четкого порядка ее утверждения и оформления. Минимальный набор требований, которые необходимо соблюдать при составлении учетной политики, приведен только в главах 21 «НДС» и 25 «Налог на прибыль» НК РФ, в частности, в п. 12 ст. 167 НК РФ и ст. 313 НК РФ, причем приведенные нормы содержат различные указания по поводу срока действия учетной политики.
Так, в ст. 313 НК РФ говорится о том, что система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. То есть по аналогии с бухгалтерской учетной политикой учетную политику для целей налогообложения прибыли организация должна применять в течение всего периода своего существования, а именно каждый год составлять новую учетную политику или продлевать старую не требуется.
Однако п. 12 ст. 167 указывает на то, что: «учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации». Из данного предложения можно сделать вывод, что учетную политику для исчисления НДС организация может составлять и ежегодно. Вместе с тем данная норма не обязывает налогоплательщика поступать именно таким способом, а допускает лишь возможность ежегодного составления новой учетной политики.
Поэтому, на наш взгляд, организация имеет полное право из года в год применять учетную политику для целей налогообложения (как прибыли, так и НДС), составленную в начале своей деятельности. Утверждать «новую» учетную политику организация должна по мере необходимости внесения в нее изменений.
В рассматриваемом случае в приказе об утверждении учетной политики указано, что данная учетная политика применяется только в 2008 году.
По нашему мнению, организация должна приказом либо продлить ее на следующий 2009 год, либо утвердить новую учетную политику, в случае необходимости внесения изменений.
Косвенно ежегодный характер утверждения учетной политики организации для целей налогообложения подтверж��ают и представители налоговых органов, отвечая на вопросы о порядке ведения раздельного учета затрат налогоплательщиком (смотрите, например, письма УМНС России по г. Москве от 28.07.2004 N 24-11/50004, от 04.03.2004 N 24-11/14934, от 15.05.2003 N 24-11/27161, от 04.04.2003 N 24-11/18947, от 14.01.2002 N 24-11/01663).
Рекомендуем также ознакомиться с материалами, представленными в системе ГАРАНТ:
— Необходимость принятия учетной политики (М.А. Щербакова, «Новое в бухгалтерском учете и отчетности», N 23, декабрь 2008 г.);
— 7 причин изменить учетную политику (О. Слобцова,»Практическая бухгалтерия», N 12, декабрь 2008 г.);
— Формирование учетной политики для целей бухгалтерского учета и налогообложения (И.А. Невский, «Горячая линия бухгалтера», N 4, февраль 2009 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимукина Екатерина
Ответ проверил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ,
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей
8 сентября 2009 г.

Как следует подходить к составлению учетной политики?

В качестве исходной должна быть информация о том, какой режим налогообложения будет применять организация: общий, специальный или их совмещение. Помимо этого нужно знать структуру организации, так как наличие или отсутствие обособленных подразделений влияет на порядок уплаты налогов и требует отражения в учетной политике. Кроме того, при наличии обособленных подразделений в учетной политике закрепляется порядок нумерации, составления и оформления счетов-фактур, корректировочных счетов-фактур, а также ведения журнала учета счетов-фактур и книги продаж.

Нужно проанализировать виды деятельности, которыми организация фактически занимается. В случае начала осуществления новых видов деятельности учетная политика может быть дополнена порядком отражения этих видов деятельности для целей налогообложения. При необходимости такие дополнения вносятся в течение налогового периода.

Следует удостовериться в обладании специальным статусом. Например, для профессиональных участников рынка ценных бумаг действуют особенности определения налоговой базы, в частности, возможность включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы НДС, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам).

Необходимо проверить принадлежность организации объектов (земля, транспорт, имущество), которые признают ее налогоплательщиком соответствующего налога.
В итоге для организации, применяющей общий режим налогообложения, в учетной политике способы (методы) учета показателей для налогообложения можно будет установить только в отношении налога на прибыль организаций и НДС. Для исчисления иных налогов дополнительных положений, помимо законодательства о налогах и сборах, не потребуется. В этом случае структура учетной политики может выглядеть следующим образом: общие положения, НДС, налог на прибыль, формы регистров.

Может ли быть разная учетная политика для обособленных подразделений общества?

Принятая учетная политика для целей налогообложения является обязательной для всех обособленных подразделений организации. Это значит, что в организации не может быть нескольких учетных политик для целей налогообложения.

Но в организации, в состав которой входят обособленные подразделения, возможно предусмотреть особенности применения методов учета. Так, при реализации покупных товаров налогоплательщик уменьшает доходы от таких операций на стоимость приобретения товаров, которая определяется в соответствии с учетной политикой. Налогоплательщик, выбирая метод списания стоимости покупных товаров, вправе в учетной политике определить, будет ли соответствующий метод применяться по каждому обособленному подразделению или по организации в целом (письмо Минфина России от 16.02.2012 № 03-03-06/1/88).

Учетную политику надо сдавать в налоговую инспекцию

На самом деле представлять учетную политику в ИФНС не нужно. Это не нужно делать ни при создании фирмы, ни после каждого дополнения/изменения учетной политики. Такой обязанности попросту нет в налоговом законодательстве.

Однако это не значит, что учетная политика может вообще отсутствовать. Ведь право выбора дается по многим вопросам. Это и амортизация, и списание товаров с материалами, и резервы, и прочее. Соответственно, без учетной политики невозможно проконтролировать правильность расчета налогов. А поэтому в рамках выездной проверки инспекция вправе потребовать этот документ. Форма требования приведена в приложении 15 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189. В течение 10 рабочих дней со дня получения такого запроса обязательно представить инспекторам копию приказа об утверждении учетной политики (п. 1-3 ст. 93 НК РФ).

Читайте также:  Типы договоров на покупку недвижимости: ДДУ, ДКП и уступки права требования

Вы решили проигнорировать требование инспекторов? Тогда готовьтесь заплатить штраф в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ. Это предусмотрено пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ.

Вдобавок по заявлению ИФНС суд может применить к ответственным сотрудникам организации (например, к ее руководителю) меры административной ответственности. Размер штрафа составит от 300 до 500 рублей (ч. 1 ст. 23.1, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Нужно ли учетную политику утверждать каждый год, если существенных изменений не было?

Нужно ли акционерному обществу утверждать каждый год учетную политику, если существенных изменений не было?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Обязанность ежегодно утверждать новую учетную политику (и бухгалтерскую, и налоговую), или переутверждать старую учетную политику нормами законодательства о бухгалтерском учете и НК РФ не предусмотрена, в том числе и для акционерных обществ.

В случае существенного изменения условий деятельности экономического субъекта в учетную политику могут быть внесены изменения (дополнения).

Обоснование вывода:

Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику в целях бухгалтерского учете, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами (ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее — Закон N 402-ФЗ). В настоящее время при формировании учетной политики применяются правила, установленные ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций» (ч. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ).

Учетная политика экономического субъекта формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение бухгалтерского учета, и утверждается руководителем (п. 4 ПБУ 1/2008) и оформляется соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями, стандартами и т.п.) (п. 8 ПБУ 1/2008). Способы ведения бухгалтерского учета, избранные при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа.

Вновь созданная организация, а также организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную бухгалтерскую учетную политику в соответствии с ПБУ 1/2008 не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица (п. 9 ПБУ 1/2008).

Учетная политика для целей бухгалтерского учета применяется последовательно из года в год (ч. 5 ст. 8 Закона N 402-ФЗ). Это одно из основных допущений, в соответствии с которым формируется учетная политика (п. 5 ПБУ 1/2008).

Однако внесение изменений в учетную политику зачастую необходимо, поскольку предусмотреть заранее все ситуации хозяйственной жизни предприятия невозможно.

Порядок принятия, утверждения, изменения учетной политики ООО на УСН

Подготовка учетной политики включает в себя несколько этапов:

первичное согласование с руководством;

корректировку текста по замечаниям директора;

утверждение руководителем (до 31.12.2018 года);

вступление учетной политики в силу (с 01.01.2019 года).

Учетная политика ООО действует непрерывно из года в год, а изменения в нее можно внести исключительно с нового финансового года.

Причинами для изменений могут быть только три фактора, отраженные в ПБУ 1/2008:

Появление новых нормативных актов, внесении поправок в действующее законодательство, которые существенно отразятся на способах ведения бухгалтерского и налогового учета в ООО.

Использование на предприятии нового, как правило, более качественного способа ведения учета — например, внедрение программного продукта с иными методами начисления амортизации основных средств.

В том случае, когда в хозяйственной деятельности предприятия происходят какие-то изменения, например, реорганизация, слияние или открытие обособленных подразделений, они должны быть отражены и в учетной политике.

Изменения, возникшие в текущем 2018 году, вносятся в учетную политику отдельным приказом, но действовать они начнут только с нового 2019 года. Утвердить ее необходимо в декабре 2018 года.

Не обязательно переписывать заново весь документ, можно продлить ранее действующую редакцию с добавлением изменений или уточнений приказом о продлении действия учетной политики.

Готовить и утверждать полностью новую учетную политику ООО на УСН доходы минус расходы имеет смысл только в том случае, если она несколько лет не обновлялась, и изменения значительны.

Намного удобнее составлять не упрощенную учетную политику, а отдельные документы для целей бухгалтерского учета и налогообложения. В таком виде в них легче вносить изменения.

В таблице приведены отдельные случаи по внесению изменений в учетную политику ООО на УСН доходы минус расходы.

Ответственность за отсутствие учетной политики

Налогоплательщики не обязаны представлять в налоговую инспекцию свою налоговую учетную политику сразу же после ее составления. Такая обязанность не предусмотрена НК РФ, в том числе ст. 23 Кодекса, где перечислены основные обязанности организаций. Но в ходе проверки учетная политика может быть запрошена налоговым органом, которому она должна быть представлена в 10-дневный срок с момента получения требования (п. 3 ст. 93 НК РФ). Имеющаяся практика свидетельствует о том, что в случае непредставления учетной политики компания привлекается к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах. Штраф составляет 50 руб. за каждый непредставленный документ.

На должностных лиц компании (руководителя и главного бухгалтера) может быть наложен и административный штраф согласно п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ в размере от 300 до 500 руб. за непредставление в определенный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.

Учетная политика для целей налогового учета

Налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

Система налогового учета определяется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Налогоплательщик изменяет порядок налогового учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов, если:

  • изменяются законодательство о налогах и сборах или применяемые методы учета;
  • налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности25.

Система налогового учета включает в себя:

  • сводный регистр налогового учета по расчету налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, содержащий обязательные реквизиты, установленные ст. 315 НК РФ;
  • аналитические регистры налогового учета, содержащие показатели доходов и расходов, принимаемые для целей налогообложения прибыли в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ;
  • первичные документы налогового учета, в которых формируются данные налогового учета.

Следует отметить, что регистры налогового учета, их формы и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения26.

Как правило, применяемая в организации программа налогового учета включает в себя аналитические налоговые регистры, на что в учетной политике делается соответствующая ссылка.

Затем организация должна отразить следующие элементы налоговой учетной политики.

1. Налоговый учет амортизируемого имущества в виде основных средств:

  • порядок формирования первоначальной стоимости объектов основных средств;
  • метод начисления амортизации по объектам основных средств;
  • порядок отражения в налоговом учете расходов на ремонт основных средств.

Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ27.

Поэтому в данном разделе учетной политики может, например, найти отражение позиция, касающаяся включения или невключения таможенной пошлины в первоначальную стоимость основного средства28.

В целях налогообложения прибыли организации имеют право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств, суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 НК РФ29.

Таким образом, если налогоплательщик решил воспользоваться данной нормой, то это будет являться элементом его учетной политики.

В налоговом учете налогоплательщик имеет право создавать резерв под предстоящие расходы на ремонт основных средств30. Соответствующее решение он должен закрепить в своей учетной политике.

Читайте также:  Расчет платы за воду при поверке счетчиков

2. Налоговый учет амортизируемого имущества в виде нематериальных активов В данном разделе учетной политики должна быть отражена информация о порядке формирования первоначальной стоимости и методе начисления амортизации по нематериальным активам31.

3. Метод оценки сырья и материалов при их списании в производство

Налогоплательщику необходимо указать:

  • — порядок формирования стоимости МПЗ;
  • — выбранный метод оценки сырья и материалов при их списании в производство.

Определяя размер материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) для целей налогообложения прибыли, налогоплательщик может применять один из следующих методов оценки:

  • по стоимости единицы запасов;
  • по средней стоимости;
  • по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
  • по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО)32.

4. Метод оценки покупных товаров при их реализации При реализации покупных товаров налогоплательщик может использовать применять один из нижеперечисленных методов оценки покупных товаров33:

  • — по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);
  • — по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО);
  • — по средней стоимости;
  • — по стоимости единицы товара.

5. Налоговый учет доходов Немаловажный элемент учетной политики — метод признания доходов.

Для налогообложения прибыли доходы от реализации товаров (работ, услуг), учитываемые по ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, учитываемые по ст. 250 НК РФ, признаются налогоплательщиком по методу начисления34 либо по кассовому методу35.

При выборе кассового метода признания доходов необходимо помнить об ограничении, которое предусмотрено п. 1 ст. 273 НК РФ.

Организации имеют право на определение даты получения дохода по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал.

6. Налоговый учет расходов

В первую очередь здесь следует предусмотреть метод признания расходов в целях налогообложения прибыли.

Если налогоплательщик признает доходы по кассовому методу, то и расходы будут признаваться в налоговом учете по этому методу36, а если — по методу начисления, то согласно ст. 272 НК РФ.

Следующий пункт учетной политики относится к организациям, которые в налоговом учете признают доходы и расходы по методу начисления.

Для целей налогообложения прибыли расходы налогоплательщика на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные.

Учитывая требования НК РФ, налогоплательщик должен в учетной политике закрепить перечень прямых расходов37.

Затем необходимо привести порядок распределения прямых расходов на НЗП и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы).

Хотелось бы напомнить, что на данном этапе налогоплательщик самостоятельно определяет такой порядок распределения прямых расходов38 (формирования стоимости НЗП), который подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов.

Обратите внимание! Дальнейшая процедура оценки остатков готовой продукции на складе на конец текущего месяца производится одинаково всеми налогоплательщиками в порядке, установленном п. 2 ст. 319 НК РФ.

В свою очередь, оценка остатков отгруженной, но не реализованной на конец текущего месяца продукции осуществляется в соответствии с п. 3 ст. 319 НК РФ.

7. Порядок формирования стоимости приобретения товаров Данный раздел учетной политики интересен, как правило, для налогоплательщиков — торговых организаций. Исходя из требований ст. 320 НК РФ им следует привести здесь перечень расходов, формирующих стоимость покупных товаров.

8. Создание резерва по сомнительным долгам Порядок формирования резерва по сомнительным долгам носит для налогоплательщика добровольный характер.

В целях налогообложения прибыли «сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией»39.

В соответствии с п. 2 ст. 265 НК РФ к убыткам налогоплательщика, приравненным к внереализационным расходам, отнесены суммы безнадежных долгов, а также суммы других долгов, нереальных к взысканию.

Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последний день отчетного (налогового) периода.

9. Проценты по долговым обязательствам Этот раздел учетной политики будет иметь место при наличии у налогоплательщика каких-либо долговых обязательств.

Налогоплательщик признает расходом:

  • проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях;
  • или предельную величину процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимаемую: а) равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза, — при оформлении долгового обязательства в рублях; б) равной 15% — по долговым обязательствам в иностранной валюте40.

10. Налоговый учет ценных бумаг При написании данного раздела учетной политики следует руководствоваться ст. 280, 328 и 329 НК РФ.

Помните: при составлении учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета каждая организация должна учитывать специфику своей деятельности.

Подписи и согласование

В законодательстве о бухучете нет указаний на то, что главный бухгалтер должен подписывать или согласовывать учетную политику. Главбух или другой ответственный сотрудник разрабатывает учетную политику, а утверждает ее руководитель учреждения. Поэтому при рассмотрении вопроса о том, надлежащим ли лицом подписан документ, ревизор должен руководствоваться требованиями руководителя, вышестоящей организации или порядком документооборота.

С учредителем согласовываются правила отражения операций в бухучете, которые не установлены федеральными стандартами, инструкциями по бухучету или другими правовыми актами о бухучете. Например, если введена корреспонденция счетов, которой нет в инструкциях по бухучету. В остальных случаях согласовывать учетную политику с учредителем или ГРБС не нужно. Но вышестоящая организация вправе потребовать согласования в целях осуществления ведомственного контроля. Учредитель делает это, чтобы обеспечить сопоставимость учетных данных подведомственных учреждений в сводной отчетности. Бухгалтерские проводки для учреждений установлены инструкциями № 162н, № 174н, № 183н, прописывать их в учетной политике не нужно.

Изменение в учетной политике метода оценки безвозмездно поступившего имущества — существенное изменение, так как влияет на сопоставимость отчетных показателей и меняет финансовый результат. Такого рода изменения учреждение должно согласовать с учредителем, а информацию о них раскрывать в отчетности (в пояснительной записке к отчету или в отдельном сопроводительном письме). Кроме того, в учреждении должно быть сформировано профессиональное суждение о существенности изменений.

В разделе «Финансовые результаты» должен быть прописан порядок, по которому признаются доходы в учете, а также документы-основания. Учетная политика должна включать в себя особенности признания доходов, если они не установлены в федеральных стандартах.

Также в разделе о финансовых результатах должны быть указаны правила расчета резерва под сомнительную задолженность, а также установлена периодичность его создания. С 2019 года учреждения обязаны формировать резерв для сомнительной задолженности по доходам. Кстати, сомнительную и безнадежную дебиторскую задолженность выявляет комиссия по поступлению и выбытию активов. Поэтому эта новая функция включается в положение о комиссии.

В разделе «Отчетность» необходимо проверить наличие описания способов определения классификации денежных потоков в случае, если у организации есть денежные поступления или выбытия, которые в стандарте не описаны. Это необходимо учреждению, чтобы заполнить отчет о движении денежных средств. Правила классификации денежных потоков установлены в СГС «Отчет о движении денежных средств».

В разделе «Признание в учете и раскрытие в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты (СПОД)» должны быть указания, кто принимает решение о том, относить ли факт хозяйственной деятельности к событиям после отчетной даты. Например, это может делать главный бухгалтер на основе профессионального суждения.

С отчетности 2019 года СПОД учитывается по правилам СГС «События после отчетной даты». По его трактовке существует два вида таких событий:

  • подтверждающие — связаны с фактами, уже существовавшими на отчетную дату. Таким образом, они уточняют, отменяют или определяют более точно размер финансовых последствий уже существовавших событий. Например, после отчетной даты подтверждены признаки безнадежной дебиторской задолженности, изменилась кадастровая оценка земли, зарегистрировано право оперативного управления;
  • указывающие (свидетельствующие) — связаны с фактами, которые произошли между отчетной датой и датой подписания или принятия отчетности. Например, в этот период начался судебный процесс по прошлогодним событиям, утрачена значительная часть имущества в результате стихийного бедствия.

Перечень фактов хозяйственной жизни, которые надо относить к событиям после отчетной даты, перечислен в пункте 7 СГС «События после отчетной даты».


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...