Лекция по теме «Правовое регулирование занятости и трудоустройства»

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лекция по теме «Правовое регулирование занятости и трудоустройства»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Правовой статус человека в сфере занятости определяет целый ряд прав, основным из которых считается право на выбор места работы. Это значит, что каждый человек может напрямую обратиться к работодателю, будь то организация, имеющая права юридического лица, либо физическое лицо, ведущее предпринимательскую деятельность или желающее получить услугу для личного подсобного хозяйства. Исходя из согласия обеих сторон, подписывается трудовой договор. Право на выбор места работы могут помочь осуществить на бесплатной основе органы службы занятости или другие посредники в трудоустройстве населения.

Правовой статус в сфере занятости

Замечание 2

Основа основ правового регулирования рынка труда – это непреложный принцип свободы трудового договора. Он обязателен к исполнению в любой форме реализации права на выбор места работы.

Договор подразумевает деловое взаимодействие сторон в ходе применения труда. При этом и работодатель, и работник могут быть свободны в поиске эффективных способов улучшения производительности труда, повышения качества продукции, бережного использования сырья, экономии энергии и прочее. Отношения сотрудничества присущи трудовым связям, которые основаны на договорах подряда и аренды, часто применяемым в большинстве отраслей экономики РФ. Такие договоры могут служить не только для координации отношений по применению труда, а еще в качестве организационно-правовых актов. Подобные документы дают полную самостоятельность и свободу работнику в выражении своих творческих и организационных способностей. Получается, что принцип свободы договора влияет еще и на организационно-управленческие взаимоотношения в области труда.

Как гласит статья 9 Закона О занятости, все люди имеют возможность получить бесплатную консультацию, рассчитывать на бесплатное информирование и услуги, помогающие профессиональной ориентации, в государственной службе занятости, находясь в процессе трудоустройства, выбора профессии, желая пройти профессиональное обучение и осуществить получение дополнительного профессионального образования.

Государственная служба занятости, в настоящее время, в состоянии обеспечить оказание подобных услуг в электронной форме, что подразумевается законодательством о предоставлении государственных и муниципальных услуг. Граждане, находящиеся временно без работы, также могут рассчитывать на бесплатное содействие в переезде или даже переселении в другие регионы РФ для работы. Кроме того, есть возможность получения психологической поддержки, профессионального обучения, либо повышения уже имеющихся знаний при дополнительном профессиональном образовании, путем получения направления от службы занятости.

Занятость населения и права граждан при трудоустройстве

В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Состоянием российской экономики в настоящее время, разрывом хозяйственных связей, проблемами взаимных неплатежей предприятий, задержками по выплате заработной платы и другими сложностями обусловлена актуальность вопроса о занятости трудовых ресурсов. В условиях перехода к рыночной экономике многие профессии оказались ненужными, сотни и тысячи специалистов не находят применения своим знаниям, предприятия отправляют своих работников в вынужденный отпуск, а система переподготовки кадров недостаточно эффективна. Государство предпринимает определенные меры, в том числе и правовые, чтобы максимально снизить остроту этой социальной проблемы. Несмотря на серьезные экономические трудности, в стране в последнее время был принят ряд нормативных актов, которые создают определенную систему правового обеспечения отношений в области занятости и трудоустройства.

Глава II. Права граждан в области занятости (ст.ст. 8 — 11)

Международно-правовые акты закрепляют права и гарантии в сфере занятости. В соответствии с Конвенцией МОТ № 122 «О политике в области занятости» (1964) это направление политики нацелено на обеспечение того, чтобы имелась работа для всех, кто готов приступить к ней и ищет ее (содействие полной занятости); такая работа была как можно более продуктивной (продуктивная занятость). Свободная же занятость предполагает существование свободы выбора занятости и самые широкие возможности для каждого трудящегося в переподготовке и использовании своих навыков и способностей для выполнения работы, к которой он пригоден, независимо от расы, национальности, цвета кожи, пола, религии, политических взглядов, иностранного или социального происхождения. Права трудящихся-мигрантов закрепляются в международно-правовых актах (в частности, в Конвенции МОТ № 97 «О трудящихся-мигрантах» (1949), в Конвенции МОТ № 143 «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся мигрантам равенства возможностей и обращения» (1975), в Конвенции МОТ № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (1982) и др.).

Основные права граждан РФ в сфере труда и занятости закреплены в ст. 37 Конституции РФ. В частности, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на защиту от безработицы. В других статьях Конституции РФ устанавливаются и иные возможности в сфере занятости (например, право граждан трудиться в качестве государственного служащего (ч. 4 ст. 32); право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34)).

Закон о занятости закрепляет право каждого гражданина распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду (ст. 1). Для этого легально закреплено направление государственной политики по содействию реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость (ст. 5).

В соответствии со ст. 8 Закона о занятости гражданам принадлежит право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю либо обращения к услугам посредника (органа государственной службы занятости или негосударственной организации). Таким образом определяется основа правовой организации трудоустройства в РФ. Граждане также имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории РФ, что в Законе о занятости сформулировано как право граждан на профессиональную деятельность за пределами территории РФ (ст. 10).

Закон о занятости закрепляет также право граждан на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в целях выбора сферы деятельности и трудоустройства, возможности прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования. Безработные граждане имеют также право на бесплатное получение услуг по содействию в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства, психологической поддержке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости (ст. 9).

В отношении отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите на рынке труда, государство принимает на себя дополнительные обязательства по обеспечению их занятости. Это выражается в разработке и реализации программ содействия занятости, создании дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установлении квоты для приема на работу инвалидов, организации обучения по специальным программам и другими мерами.

Граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящем органе службы занятости, а также в суде в порядке, установленном законодательством РФ (ст. 11).

Таким образом, российское государство осуществляет политику содействия полной, свободно избранной и продуктивной занятости.

Понятие трудоустройства. В научной литературе предлагаются различные определения трудоустройства. Обобщая, все их можно свести к широкому и узкому подходу к пониманию данного явления. Трудоустройство в широком смысле включает все формы трудовой деятельности, не противоречащей законодательству, т. е., наряду с работой по трудовому договору, это самостоятельное обеспечение себя работой — деятельность по гражданско-правовым договорам, предпринимательство и т. п. Более того, анализируемым понятием охватываются как содействие получению возможности трудиться, так и сам процесс осуществления трудовой деятельности. Представляется, что такой подход порождает трудности в понимании правовой природы трудоустройства, а понятие трудоустройства пересекается с понятием формы занятости, исходя из перечисленных в Законе о занятости форм.

Как было отмечено, нередко к трудоустройству относят все процессы, предшествующие заключению трудового договора, в том числе и так называемый индивидуальный поиск гражданами работы, а работодателями поиск работников требуемой квалификации и специальности. Представляется, что в целях изучения курса трудового права и для уяснения правовой природы трудоустройства целесообразно рассматривать данное явление в узком смысле, относя к нему такие ситуации, когда установлению трудового правоотношения предшествует содействие государственного посреднического органа. В настоящем издании мы будем придерживаться именно такого подхода. При этом следует отметить, что на российском рынке труда возрастает роль и негосударственных организаций, оказывающих услуги по трудовому посредничеству. Вопрос о включении таких отношений в предмет трудового права является в настоящее время дискуссионным.

Трудоустройство — это один из способов содействия(для определенных категорий граждан — обеспечения) занятости. В документах (включая международно-правовые акты) соответствующие мероприятия охватываются именно понятием «содействие занятости», на что уже указывалось ранее. Такого подхода мы и будем придерживаться, определяя трудоустройство как способ содействия занятости. Исключения касаются наименее социально защищенных на рынке труда категорий граждан, в отношении которых государство принимает на себя повышенные гарантии в сфере трудоустройства, что позволяет рассматривать их трудоустройство как способ обеспечения занятости.

Одним из признаков трудоустройства выступает участие в нем посреднических органов (как государственных, так и негосударственных). Важно также отметить, что трудоустройство является юридической гарантией реализации прав граждан в сфере труда и занятости. Прежде всего оно выступает гарантией реализации права на труд.

Ранее основным правомочием, составляющим данное право, было право на получение гарантированной работы, реализация которого обеспечивалась общегосударственной системой трудоустройства. В современных условиях функционирования рынка труда ситуация значительно изменилась. Международно-правовое определение права на труд подразумевает, что это право должно обязательно гарантироваться государством посредством установления последним путей и средств, обеспечивающих полное осуществление этого права, к числу которых относится и трудоустройство. Так, в соответствии со ст. 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах право на труд включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается.

Трудоустройство является также гарантией осуществления права граждан на защиту от безработицы; права на полную, продуктивную и свободно избранную занятость и ряда иных прав. В современных условиях политика в этой сфере направлена прежде всего на обеспечение рационального использования трудовых ресурсов с учетом интересов основных субъектов на рынке труда — работников и работодателей (потенциальных работников и потенциальных работодателей), а также государства.

Такой подход следует и из ТК, согласно которому основной задачей трудового законодательства является создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования как интересов сторон трудовых отношений (т. е. работников и работодателей), так и интересов государства (ст. 1).

С учетом изложенного можно сформулировать следующее определение трудоустройства.

Трудоустройство — это способ содействия (в отдельных случаях — обеспечения) занятости, который выражается в оказании государственными и иными уполномоченными организациями услуг, направленных на подыскание работы и устройство на нее, с учетом интересов граждан, работодателей (организаций) и государства на рынке труда.

В структурно-содержательном смысле трудоустройство — это система организационных, экономических, правовых мер, направленных на обеспечение занятости населения.

С точки зрения состояния современного законодательства о труде в рамках изучения курса трудового права целесообразно остановиться прежде всего на анализе трудоустройства с участием органов государства в лице органов службы занятости по оказанию услуг по подысканию работы именно на условиях трудового договора.

Характеристика правового статуса безработного требует в первую очередь определения круга лиц, относящихся к данной категории граждан, их прав и обязанностей, а также гарантий соблюдения этих прав.

В соответствии со ст. 3 Закона о занятости безработными признаются граждане, которые:

  1. трудоспособны;
  2. не имеют работы и заработка (при этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата);
  3. зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы;
  4. ищут работу;
  5. готовы приступить к ней.

Эти пять признаков юридически и формируют понятие «безработный». Рассмотрим каждый из них.

Трудоспособность граждан определяется их возрастом и состоянием здоровья. С точки зрения возраста в соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона о занятости безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие 16 лет, а также те, кому в соответствии с законодательством назначена соответствующая пенсия. Обращает на себя внимание тот факт, что минимальный возраст безработных отличается от того, в котором реально на рынке труда могут появляться молодые люди, поскольку законодательство об образовании позволяет несовершеннолетнему обучающемуся, достигшему возраста 15 лет, по согласию родителей (законных представителей), комиссии по делам несовершеннолетних и органа местного самоуправления в сфере образования оставить общеобразовательную организацию до получения основного общего образования (ч. 6 ст. 66 Федерального закона об образовании в РФ). Что же касается состояния здоровья, то особый порядок признания безработным установлен для инвалидов, т. е. лиц, которые имеют нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящим к ограничению жизнедеятельности и вызывающим необходимость их социальной защиты. В соответствии с абз. 4 ч. 2 ст. 3 Закона о занятости гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

Отсутствие работы и заработка означает, что гражданин не относится ни к одной из категорий занятых граждан. Временное отсутствие заработка при сохранении работы (например, при временном отсутствии работы в связи с нетрудоспособностью либо при временном отсутствии дохода у лица, занимающегося предпринимательской деятельностью) или осуществление такой деятельности, которая получением дохода не сопровождается, но законом отнесена к видам занятости (например, обучение в образовательных учреждениях, прохождение военной службы), не служат основаниями для признания гражданина безработным. В то же время наличие дохода от деятельности, не являющейся занятостью (например, от продажи имущества), или иного дохода (например, наследства или дохода по банковским вкладам) препятствием для признания безработным не является.

Регистрация безработных в органах занятости осуществляется в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 7 сентября 2012 г. № 891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы» (в ред. от 6 марта 2015 г.). Поскольку органы службы занятости обязаны по возможности предложить безработному варианты подходящей работы, то один из первых этапов — регистрация в целях поиска подходящей работы.

Читайте также:  Штраф за отсутствие путевого листа в 2023 году

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления им паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации — паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.

Закон о занятости раскрывает понятие подходящей и неподходящей работы.

Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места (ст. 4). При этом максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется органами службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

Предоставляемые безработным гарантии по своему характеру могут быть двух видов: направленные на предоставление работы и направленные на предоставление средств, необходимых для существования безработного. К гарантиям первого вида, помимо содействия в трудоустройстве, включая организацию общественных работ, относится право граждан на консультацию, профессиональную ориентацию, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных. Второй вид гарантий составляют, в частности, выплата пособия по безработице, стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости.

Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных по направлению органов службы занятости. В соответствии со ст. 9 Закона о занятости граждане имеют право на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования. Органы службы занятости обеспечивают возможность получения гражданами указанных услуг в электронной форме. Безработные граждане имеют также право на бесплатное получение услуг по содействию в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства, психологической поддержке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости.

Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан могут осуществляться по направлению органов службы занятости, если:

  • гражданин не имеет квалификации;
  • невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой квалификации;
  • необходимо изменить профессию (род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющейся у гражданина квалификации;
  • гражданином утрачена способность к выполнению работы по имеющейся квалификации.

При направлении органами службы занятости безработных граждан, женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством РФ назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования в другую местность им оказывается финансовая поддержка.

Право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение и получить дополнительное профессиональное образование имеют признанные в установленном порядке безработными:

  • инвалиды;
  • родители, усыновители, опекуны (попечители), воспитывающие детей-инвалидов;
  • граждане по истечении шестимесячного периода безработицы;
  • граждане, уволенные с военной службы;
  • жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы;
  • выпускники общеобразовательных организаций;
  • граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации;
  • граждане, прошедшие военную службу по призыву, в течение трех лет после увольнения с военной службы.

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан осуществляются в образовательных учреждениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.

Одной из обязанностей работодателей является оказание помощи в прохождении профессионального обучения, прохождении дополнительного профессионального образования.

В период прохождения профессионального обучения и прохождении дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости выплачивается стипендия, размеры которой устанавливаются на основании ст. 29 Закона о занятости.

Правовое регулирование занятости и трудоустройства

В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Состоянием российской экономики в настоящее время, разрывом хозяйственных связей, проблемами взаимных неплатежей предприятий, задержками по выплате заработной платы и другими сложностями обусловлена актуальность вопроса о занятости трудовых ресурсов. В условиях перехода к рыночной экономике многие профессии оказались ненужными, сотни и тысячи специалистов не находят применения своим знаниям, предприятия отправляют своих работников в вынужденный отпуск, а система переподготовки кадров недостаточно эффективна. Государство предпринимает определенные меры, в том числе и правовые, чтобы максимально снизить остроту этой социальной проблемы. Несмотря на серьезные экономические трудности, в стране в последнее время был принят ряд нормативных актов, которые создают определенную систему правового обеспечения отношений в области занятости и трудоустройства.

В соответствии со ст. 28 Закона «О занятости населения в Российской Федерации», государство предоставляет следующие гарантии социальной поддержки безработных:

  1. Выплата пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного.
  2. Выплата стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности.
  3. Возможность участия в оплачиваемых общественных работах.
  4. Возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости.

Основной формой материальной поддержки безработных в период поиска подходящей работы является пособие по безработице — гарантированные государством периодические выплаты за счет средств, специально предназначенных на эти цели.

В отличие от многих зарубежных стран, где предусмотрены различные сложные схемы выплаты пособия по безработице, предусматривающие значительную дифференциацию как по срокам выплаты пособия, так и по его размерам, в российском Законе о занятости заложена достаточно простая схема.

Размеры пособия по безработице дифференцируются в зависимости от стажа работы граждан, признанных безработными, за последние 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы. Минимально необходимый стаж работы — 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей). Если нет минимального стажа работы, пособие устанавливается в размере 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не ниже 100 рублей.

Пособие безработным гражданам, уволенным по любым основаниям и имеющим минимально необходимый стаж работы, устанавливается, согласно ст. 30 Закона о занятости, в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы (службы), в следующих размерах:

  • в первые три месяца безработицы — в размере 75 процентов от их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);
  • в следующие четыре месяца — в размере 60 процентов;
  • в дальнейшем — в размере 45 процентов, но во всех случаях не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, и не ниже 20 процентов величины указанного прожиточного минимума. При этом размер пособия по безработице не должен быть ниже 100 рублей. Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, пособие по безработице, установленное в размере не выше 100 рублей, увеличивается на величину районного коэффициента.
  1. Дайте общую характеристику системе законодательства, регулирующего вопросы занятости населения.
  2. Что такое занятость и какие категории населения считаются занятыми?
  3. Назовите субъектов, участвующих в обеспечении занятости граждан в РФ.
  4. Охарактеризуйте основные функции государственной службы занятости.
  5. Дайте определение понятия подходящей работы.
  6. Раскройте порядок признания гражданина безработным.
  7. Кто такой безработный и каков его правовой статус?
  8. Перечислите основные права и обязанности безработного.
  9. Какова ответственность безработного за нарушение законодательства о занятости?
  10. Как определяется размер пособия по безработице?
  11. Назовите условия назначения и выплаты (прекращения, приостановления выплаты) пособия по безработице.
  12. Что такое общественные работы?
  13. Каким образом осуществляется профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации в системе органов службы занятости или по их направлению?
  14. Как определяется размер стипендии при обучении по направлению органов службы занятости?
  15. Как профсоюзы участвуют в обеспечении занятости населения в РФ?

В Российской Федерации государственным органом обеспечения занятости и сокращения безработицы является Федеральная служба по труду и занятости (ФСТЗ).

В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) находится в ведении Минздравсоцразвития России. На местах должны действовать государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения), основной задачей которых является организация и оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы[47].

Статья 44. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим законом

  1. Предложить Главе Донецкой Народной Республики и поручить Правительству Донецкой Народной Республики привести в соответствие с настоящим Законом изданные ими нормативные правовые акты.
  2. Правительству Донецкой Народной Республики обеспечить приведение республиканскими органами исполнительной власти своих нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом.
  3. Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики до приведения их в соответствие с настоящим Законом применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.

Статья 45. Переходные положения

  1. До принятия законодательства, регулирующего вопросы приобретения и лишения гражданства Донецкой Народной Республики, в понимании настоящего Закона гражданами Донецкой Народной Республики являются лица, официально проживающие на территории, на которую распространяется суверенитет Донецкой Народной Республики.
  2. До принятия нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики, устанавливающих порядок формирования и ведение регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения, определить, что:

1) В Регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения – физических лиц должна содержаться следующая информация:

1.1) регистрационный номер учетной записи;

1.2) фамилия, имя, отчество;

1.3) дата рождения;

1.4) пол;

1.5) гражданство;

1.6) адрес места жительства (пребывания), телефон;

1.7) серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов и наименование выдавшего их органа;

1.8) дата обращения гражданина;

1.9) категория, к которой относится гражданин;

1.10) сведения о документах, подтверждающих отнесение гражданина к соответствующей категории;

1.11) образование;

1.12) дата регистрации гражданина в качестве безработного;

1.13) размер и сроки выплаты пособия по безработице (при их наличии);

1.14) предоставленные гражданину государственные услуги с указанием даты и результата действия;

1.15) дата и причина снятия с учета.

2) В Регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения – работодателей должна содержаться следующая информация:

2.1) регистрационный номер учетной записи;

2.2) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество физического лица-предпринимателя, главы крестьянского (фермерского) хозяйства;

2.3) адрес (местонахождение);

2.4) сведения о свободных рабочих местах и вакантных должностях.

  1. В период действия военного положения, вводимого на территории Донецкой Народной Республики в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики, лицо вправе отказаться от предложенной работы, если начало или окончание рабочего времени совпадает с установленным в населенном пункте комендантским временем.

§3. Права и обязанности безработного

Безработный имеет право на:

выбор места работы путем прямого обращения к работодателю (организация (юридическое лицо) либо физическое лицо, с которым гражданин вступает в трудовые отношения);

бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости для выбора сферы деятельности, трудоустройства, возможности профессионального обучения; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет также имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости для выбора профессии и возможности получения профессионального обучения;

бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;

самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории РФ;

обжалование решения, действий или бездействия органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством РФ;

социальную поддержку в виде: а) выплаты пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности; б) выплаты стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению службы занятости; в) предоставления возможности участия в общественных работах; г) возмещения затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов занятости.

Безработные обязаны:

являться в органы службы занятости для перерегистрации не реже одного раза в месяц;

участвовать по истечении трехмесячного периода безработицы в оплачиваемых работах или пройти обучение по направлению органов занятости (для лиц, указанных в законе);

являться на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости;

являться в органы службы занятости для получения направления на учебу (работу);

сообщить в орган занятости о самостоятельном трудоустройстве, поступлении на обучение по очной форме, призыве на военную службу (сборы);

выбрать один из двух предложенных органом занятости вариантов подходящей работы.

§8. Организация общественных работ

Органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости организуют в целях обеспечения временной занятости населения проведение оплачиваемых общественных работ в организациях, находящихся в их собственности, и по договорам — с другими организациями. В соответствии с Положением об организации общественных работ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г., лица, желающие участвовать в общественных работах, заключают срочные трудовые договоры на срок до шести месяцев. Преимущественным правом на заключение таких договоров пользуются:

а) безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев;

б) безработные граждане, отнесенные к категории недостаточно защищенных в социальном отношении, если по состоянию здоровья они могут выполнять общественные работы.

Финансирование общественных работ производится за счет средств организаций, в которых проводятся эти работы, и привлечения при необходимости средств субъектов РФ и фонда занятости.

§2. Правовой статус безработного

Безработными признаются граждане, которые трудоспособны, не имеют работы и заработка (дохода), зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней, не трудоустроены в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы.

Порядок регистрации безработных граждан определяется Правительством РФ.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы безработным, принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), — паспорта и документа об образовании.

В случае представления справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы в иностранной валюте органы службы занятости осуществляют перевод иностранной валюты в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнения гражданина.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

Читайте также:  Пособия для многодетных семей: какие льготы и выплаты положены

Граждане не могут быть признаны безработными, если они:

не достигли 16-летнего возраста;

в соответствии с пенсионным законодательством РФ им назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;

отказались в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущие работу (ранее наработавшие), не имеющие профессии (специальности) — в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды;

не явились без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явились в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

осуждены по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;

представили документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также предоставили другие недостоверные данные для признания их безработными.

При этом встает вопрос: что такое подходящая и неподходящая работа?

Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места. При этом максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется соответствующим органом местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям законодательства РФ о труде, считается подходящей для граждан:

впервые ищущих работу, не имеющих профессии (специальности);

уволенных более одного раза в течение года, предшествующего безработице, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, указанные в законодательстве;

ранее занимавшихся трудовой деятельностью и стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва;

направленных органами занятости на обучение и отчисленных за виновные действия, отказавшихся повысить (или восстановить) квалификацию по имеющейся специальности, получить смежную профессию или пройти переподготовку после первоначального (12-месячного) периода безработицы;

состоящих на учете в органах занятости более полутора лет, более трех лет не работавших;

обратившихся в органы занятости после окончания сезонных работ.

Не считается подходящей работа:

если она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

если условия труда по предлагаемой работе не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

если предлагаемый заработок ниже среднего заработка обратившегося по последнему месту работы. При этом максимальный предел среднего заработка ограничен величиной прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации.

§4. Пособие по безработице

Пособие безработным гражданам, уволенным по любым основаниям, устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей).

Если это условие не соблюдено, то пособие по безработице устанавливается в размере минимальной оплаты труда.

Размер пособия по безработице гражданам устанавливается:

в первые три месяца безработицы — в размере 75% среднемесячного заработка, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы;

в следующие четыре месяца — в размере 60%;

в дальнейшем — в размере 45%, но во всех случаях не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда и не выше уровня средней заработной платы, сложившегося в регионе (субъекте РФ). Аналогичный порядок определения размера пособия по безработице установлен для лиц, уволенных с военной службы и из органов внутренних дел.

Пособие увеличивается при наличии лиц, находящихся на иждивении, также увеличивается пособие жителям Крайнего Севера, гражданам, подвергшимся радиации и т.п.

Основные права граждан РФ в сфере труда и занятости закреплены в ст. 37 Конституции РФ. В частности, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на защиту от безработицы. В других статьях Конституции РФ устанавливаются и иные возможности в сфере занятости (например, право граждан трудиться в качестве государственного служащего (ч. 4 ст. 32); право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34)).

Закон о занятости закрепляет право каждого гражданина распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду (ст. 1). Для этого легально закреплено направление государственной политики по содействию реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость (ст. 5).

В соответствии со ст. 8 Закона о занятости гражданам принадлежит право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю либо обращения к услугам посредника (органа государственной службы занятости или негосударственной организации). Таким образом определяется основа правовой организации трудоустройства в РФ. Граждане также имеют

правонасамостоятельныйпоискработыитрудоустройствозапределамитерриторииРФ, что в Законе о занятости сформулировано как право граждан на профессиональную деятельность за пределами территории РФ (ст. 10).

Закон о занятости закрепляет также право граждан на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в целях выбора сферы деятельности и трудоустройства, возможности прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования. Безработные граждане имеют также право на бесплатное получение услуг по содействию в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства, психологической поддержке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости (ст. 9).

Рынок труда и правовое регулирование содействия занятости и трудоустройства

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Л. Г. Клечковская

СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

В статье систематизировано законодательство в сфере занятости в РФ, дана характеристика и показана роль международно-правовых документов, законов и иных нормативных правовых актов в защите прав граждан в области занятости.

Ключевые слова: труд; закон; рынок труда; безработица; партнерство; занятость; работодатель.

Мировой экономический кризис значительно повлиял на динамику безработицы в РФ. Численность безработных граждан в стране составляет свыше пяти млн. человек, или 6,7% экономически активного населения (в соответствии с методологией Международной организации труда) [1].

Безработица порождает множество проблем в обществе и экономике. Поэтому мероприятия в области занятости являются важнейшими направлениями социальной политики нашего государства. Для их осуществления созданы специальные органы в лице государственной службы занятости населения, возглавляемые Федеральной службой по труду и занятости, находящейся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

Законодательство о занятости населения — предмет совместного ведения РФ и ее субъектов. Это означает, что отношения в сфере занятости регулируются актами как федерального, так и регионального уровня. Так, Конституция РФ предусматривает, что по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (ч. 2 ст. 76). Законы и иные нормативные правовые акты не должны вступать в противоречие с федеральными законами.

Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в целях устранения противоречий между нормативными правовыми актами федерального уровня и законами, а также иными нормативными правовыми актами субъектов РФ разграничивает полномочия федеральных и региональных органов государственной власти в области содействия занятости населения. Это разграничение осуществляется путем закрепления перечня полномочий федеральных органов государственной власти и полномочий органов государственной власти субъектов РФ.

Перечень полномочий федеральных органов государственной власти, предусмотренный ст. 7 Закона о занятости, носит исчерпывающий характер. В него

Л. Г. Клечковская

включены принципиальные положения, требующие единого решения на всей территории РФ. Начинается этот перечень с закрепления за федеральными органами государственной власти полномочий по разработке и реализации государственной политики в области содействия занятости населения, принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих общие принципы государственной политики в сфере занятости. Следует отметить, что совершенствование законодательства в области занятости населения в Концепции действий на рынке труда на 2008-2010 гг. названо одним из основных направлений по реализации государственной политики в области регулирования рынка труда.

С 1 января 2007 г. (Федеральный закон от 31. 12. 2005 № 199-ФЗ) РФ ряд полномочий в области содействия занятости населения передала для осуществления органам государственной власти субъектов РФ (ч.1 ст. 7.1). Этот перечень полномочий был расширен и уточнен Федеральным законом от 27. 12. 2009 № 367-ФЗ [2].

Закон о занятости в новой редакции от 27. 12. 2009 № 367-ФЗ в ч.1 ст. 6 определил понятие законодательства в сфере занятости: «Законодательство о занятости населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации».

Таким образом, система законодательства, регулирующего отношения в сфере занятости, включает в себя:

1) федеральные законы;

2) иные нормативные правовые акты РФ:

— указы Президента РФ;

— постановления Правительства РФ;

— нормативные правовые акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;

3) законы субъектов РФ;

4) иные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ.

5) нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Представляется, что этот перечень необходимо дополнить такими источниками, как соглашения, коллективные договоры, локальные нормативные акты, которые также регулируют отношения в сфере занятости.

Пособие по безработице назначается одновременно с решением о признании лица безработным. Пособие по безработице должно начисляться с первого дня признания человека безработным, оно выплачивается ежемесячно при условии прохождения индивидом перерегистрации, но не чаще 2 раз в месяц.

Закон о занятости устанавливает порядок расчета размеров пособия по безработице. Размер пособия определяется к среднему заработку в процентном отношении, в некоторых условиях размер пособия может быть установлен в процентном отношении к прожиточному минимуму, исчисленного для данного субъекта Федерации. Закон о занятости (ст. 34) устанавливает отдельным категориям безработных размеры пособия.

Пособие по безработице в минимальном размере выплачивается:

  • впервые ищущим работу лицам и ранее не работавшим;
  • желающим возобновить трудовую деятельность после продолжительного перерыва (более года);
  • в течение 12 месяцев уволенным из организации или учреждения лицам, которые имели оплачиваемую работу на протяжении не менее 26 календарных недель, предшествовавших началу безработицы;
  • уволенным за нарушение трудовой дисциплины, иные виновные действия, которые предусмотрены законодательством РФ.

Пособие по безработице выплачивается: гражданам, уволенным:

  • по собственному желанию;
  • в связи с болезнью, которая препятствует продолжению работы в данной местности;
  • в связи с нарушением трудового и коллективного договора работодателем;
  • из-за необходимости ухода за больными членами семьи или инвалидом I группы;
  • при наступлении чрезвычайных обстоятельств, которые препятствуют продолжению трудовых отношений;
  • женщинам, у которых есть дети в возрасте до 14 лет.

Система трудоустройства является своеобразной гарантией права на труд. Государство гарантирует охрану труда, свободу выбора профессионального рода деятельности, включая разные режимы труда; правовую защиту от необоснованного отказа в работе или от необоснованного увольнения; бесплатное содействие в поиске подходящей работы при непосредственном посредничестве сотрудников государственной службы занятости.

Государство, в частности, Федеральная служба по труду и занятости, для содействия полной занятости граждан проводит правовое регулирование в сфере занятости, совершенствование законодательства в этой области, создает и реализует программы содействия занятости разного уровня (федеральные, территориальные).

Основная роль в организации трудоустройства отведена территориальным органам занятости населения. Содействие по трудоустройству осуществляют юридические лица, имеющие лицензии, выданные органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Отношения по трудоустройству выступают предметом трудового права и предшествуют трудовым отношениям. Соответствующие правоотношения возникают вследствие обращения гражданина с заявлением о помощи в устройстве на работу. Данные правоотношения появляются между:

  • гражданином, нуждающимся в трудоустройстве и органом трудоустройства;
  • работодателем, нуждающимся в подборе кадров и органом трудоустройства;
  • работодателем и гражданином.

Права граждан в области занятости

Правовой статус человека в сфере занятости определяет целый ряд прав, основным из которых считается право на выбор места работы. Это значит, что каждый человек может напрямую обратиться к работодателю, будь то организация, имеющая права юридического лица, либо физическое лицо, ведущее предпринимательскую деятельность или желающее получить услугу для личного подсобного хозяйства. Исходя из согласия обеих сторон, подписывается трудовой договор. Право на выбор места работы могут помочь осуществить на бесплатной основе органы службы занятости или другие посредники в трудоустройстве населения.

Замечание 2

Основа основ правового регулирования рынка труда – это непреложный принцип свободы трудового договора. Он обязателен к исполнению в любой форме реализации права на выбор места работы.

Договор подразумевает деловое взаимодействие сторон в ходе применения труда. При этом и работодатель, и работник могут быть свободны в поиске эффективных способов улучшения производительности труда, повышения качества продукции, бережного использования сырья, экономии энергии и прочее. Отношения сотрудничества присущи трудовым связям, которые основаны на договорах подряда и аренды, часто применяемым в большинстве отраслей экономики РФ. Такие договоры могут служить не только для координации отношений по применению труда, а еще в качестве организационно-правовых актов. Подобные документы дают полную самостоятельность и свободу работнику в выражении своих творческих и организационных способностей. Получается, что принцип свободы договора влияет еще и на организационно-управленческие взаимоотношения в области труда.

Как гласит статья 9 Закона О занятости, все люди имеют возможность получить бесплатную консультацию, рассчитывать на бесплатное информирование и услуги, помогающие профессиональной ориентации, в государственной службе занятости, находясь в процессе трудоустройства, выбора профессии, желая пройти профессиональное обучение и осуществить получение дополнительного профессионального образования.

Государственная служба занятости, в настоящее время, в состоянии обеспечить оказание подобных услуг в электронной форме, что подразумевается законодательством о предоставлении государственных и муниципальных услуг. Граждане, находящиеся временно без работы, также могут рассчитывать на бесплатное содействие в переезде или даже переселении в другие регионы РФ для работы. Кроме того, есть возможность получения психологической поддержки, профессионального обучения, либо повышения уже имеющихся знаний при дополнительном профессиональном образовании, путем получения направления от службы занятости.

Высказывается мнение о том, что ставить на учет в службы занятости можно не только безработных, но и тех, кто имеет место работы, но не удовлетворен условиями и хотел бы его сменить. Если взглянуть на эту теорию, сквозь призму эффективной трудовой занятости, подобные точки зрения имеют право на существование и поддержку.

Работу за границей регулирует статья 10 Закона о занятости. Там говорится, что российские граждане могут осуществлять профессиональную деятельность находясь за границей, более того, имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами своей страны. При таком развитии событий заключаются межгосударственные соглашения, они ориентируются на численность миграционных потоков, квалификацию соискателей, длительность и условия найма. Стоит отметить, что право свободного выезда россиян и хорошие условия найма и высокая оплата труда за границей могут привести к негативным последствиям бесконтрольной зарубежной миграции, что можно констатировать в данный исторический отрезок времени. Причина этого заключается как в отсутствии повышенного внимания к миграционным потокам, так в недостатках правового механизма, работающего на привлечения в Россию иностранных работников. Поэтому наш рынок труда насыщается чаще всего неквалифицированной рабочей силой. Что, бесспорно, негативно влияет на рост заработной платы, делает менее выгодным положение отечественных тружеников.

Читайте также:  Правила перевозки детей в автомобиле: как обеспечить безопасность в пути

Право на обжалование решений, действий или бездействия отделов службы занятости населения и их должностных лиц изложено в статье 11 Закона О занятости. Чтобы реализовать такое право, следует обратиться в вышестоящий орган службы занятости, не лишним будет обращение в суд в порядке, который описан в законодательстве РФ.

Если говорить о денежной и иной помощи безработным, нужно руководствоваться Статьей 36 Закона О занятости. Она предусматривает, среди прочего, что люди оставшиеся без работы, но уже не имеющие право на пособие по истечению назначенного периода его выплаты, а еще граждане, получающие профессиональное обучение и дополнительное профессионального образование, могут расчитывать на оказание материальной помощи все теми же службами занятости. Как именно должна оказываться такая денежная поддержка указанным, имеющим на нее право категориям лиц, определяется уполномоченным Правительством РФ органом исполнительной власти.

Предусмотрена в законе о занятости и возможность добровольного страхования от возможной потери работы. Читать об этом следует в статье 37. Условия, порядок и периодичность выплат по таким договорам регулируются законодательством Российской Федерации.

Основные права граждан РФ в сфере труда и занятости закреплены в ст. 37 Конституции РФ. В частности, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на защиту от безработицы. В других статьях Конституции РФ устанавливаются и иные возможности в сфере занятости (например, право граждан трудиться в качестве государственного служащего (ч. 4 ст. 32); право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34)).

Закон о занятости закрепляет право каждого гражданина распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду (ст. 1). Для этого легально закреплено направление государственной политики по содействию реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость (ст. 5).

В соответствии со ст. 8 Закона о занятости гражданам принадлежит право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю либо обращения к услугам посредника (органа государственной службы занятости или негосударственной организации). Таким образом определяется основа правовой организации трудоустройства в РФ. Граждане также имеют

правонасамостоятельныйпоискработыитрудоустройствозапределамитерриторииРФ, что в Законе о занятости сформулировано как право граждан на профессиональную деятельность за пределами территории РФ (ст. 10).

Закон о занятости закрепляет также право граждан на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в целях выбора сферы деятельности и трудоустройства, возможности прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования. Безработные граждане имеют также право на бесплатное получение услуг по содействию в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства, психологической поддержке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости (ст. 9).

В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного ФЗ минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. В апреле 1991г. был принят Закон РФ «О занятости населения в РФ». В полном объеме он вступил в силу с 15 июля 1992 г.

О занятости населения в Российской Федерации

(в ред. Федеральных законов от 20.04.1996 N 36-ФЗ, от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 30.04.1999 N 85-ФЗ, от 17.07.1999 N 175-ФЗ, от 20.11.1999 N 195-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 29.12.2001 N 188-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ (ред. 29.12.2006), от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.12.2008 N 287-ФЗ, от 03.06.2009 N 106-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 27.12.2009 N 367-ФЗ, от 22.07.2010 N 162-ФЗ, от 27.07.2010 N 227-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 11.07.2011 N 205-ФЗ, от 30.11.2011 N 361-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 30.12.2012 N 328-ФЗ, от 23.02.2013 N 11-ФЗ, от 02.07.2013 N 162-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 16.12.1997 N 20-П, от 23.04.2012 N 10-П)

Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Гарантии государства по реализации прав граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами, определяются международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.

Какие категории граждан имеют право на льготные рабочие места?

Эффективной может быть занятость населения, которая обеспечивает достойный труд, здоровье, развитие личности, рост образовательного и профессионального уровня для каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда.

We also consider the relationship between the concepts «employment» and «activities». The principles of legal regulation of employment are studied as guidelines expressing the essence of the rules in the sphere of legal regulation of public relations related to the government policy aimed at promoting employment.

Основа основ правового регулирования рынка труда – это непреложный принцип свободы трудового договора. Он обязателен к исполнению в любой форме реализации права на выбор места работы.

Формы трудовой занятости — это установленные законом (или не противоречащие ему) сферы реализации гражданами способности к труду. Ими, например, являются: работа по трудовому договору; гражданско-правовому договору; предпринимательская деятельность; членство в кооперативах, товариществах и др.

Государственная политика занятости

В ст. 10 Закона о занятости легализуется право граждан на профессиональную деятельность в период их пребывания за границей, а также право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за границей. Для этого заключаются межгосударственные соглашения, предусматривающие численность миграционных потоков, их квалификационный состав, сроки и условия найма.

В период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости за безработными гражданами сохраняется право на получение пособия по безработице, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

В соответствии со ст. 1 Закона о занятости в РФ, занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

В течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска работы органы службы занятости должны предложить два варианта подходящей работы (в том числе временной) или два варианта получения профессиональной подготовки. В целях содействия в трудоустройстве гражданину может быть предложен план самостоятельного поиска работы.

Рынок труда и правовое регулирование содействия занятости и трудоустройства

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Л. Г. Клечковская

СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

В статье систематизировано законодательство в сфере занятости в РФ, дана характеристика и показана роль международно-правовых документов, законов и иных нормативных правовых актов в защите прав граждан в области занятости.

Ключевые слова: труд; закон; рынок труда; безработица; партнерство; занятость; работодатель.

Мировой экономический кризис значительно повлиял на динамику безработицы в РФ. Численность безработных граждан в стране составляет свыше пяти млн. человек, или 6,7% экономически активного населения (в соответствии с методологией Международной организации труда) [1].

Безработица порождает множество проблем в обществе и экономике. Поэтому мероприятия в области занятости являются важнейшими направлениями социальной политики нашего государства. Для их осуществления созданы специальные органы в лице государственной службы занятости населения, возглавляемые Федеральной службой по труду и занятости, находящейся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

Законодательство о занятости населения — предмет совместного ведения РФ и ее субъектов. Это означает, что отношения в сфере занятости регулируются актами как федерального, так и регионального уровня. Так, Конституция РФ предусматривает, что по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (ч. 2 ст. 76). Законы и иные нормативные правовые акты не должны вступать в противоречие с федеральными законами.

Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в целях устранения противоречий между нормативными правовыми актами федерального уровня и законами, а также иными нормативными правовыми актами субъектов РФ разграничивает полномочия федеральных и региональных органов государственной власти в области содействия занятости населения. Это разграничение осуществляется путем закрепления перечня полномочий федеральных органов государственной власти и полномочий органов государственной власти субъектов РФ.

Перечень полномочий федеральных органов государственной власти, предусмотренный ст. 7 Закона о занятости, носит исчерпывающий характер. В него

Л. Г. Клечковская

включены принципиальные положения, требующие единого решения на всей территории РФ. Начинается этот перечень с закрепления за федеральными органами государственной власти полномочий по разработке и реализации государственной политики в области содействия занятости населения, принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих общие принципы государственной политики в сфере занятости. Следует отметить, что совершенствование законодательства в области занятости населения в Концепции действий на рынке труда на 2008-2010 гг. названо одним из основных направлений по реализации государственной политики в области регулирования рынка труда.

С 1 января 2007 г. (Федеральный закон от 31. 12. 2005 № 199-ФЗ) РФ ряд полномочий в области содействия занятости населения передала для осуществления органам государственной власти субъектов РФ (ч.1 ст. 7.1). Этот перечень полномочий был расширен и уточнен Федеральным законом от 27. 12. 2009 № 367-ФЗ [2].

Закон о занятости в новой редакции от 27. 12. 2009 № 367-ФЗ в ч.1 ст. 6 определил понятие законодательства в сфере занятости: «Законодательство о занятости населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации».

Таким образом, система законодательства, регулирующего отношения в сфере занятости, включает в себя:

1) федеральные законы;

2) иные нормативные правовые акты РФ:

— указы Президента РФ;

— постановления Правительства РФ;

— нормативные правовые акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;

3) законы субъектов РФ;

4) иные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ.

5) нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Представляется, что этот перечень необходимо дополнить такими источниками, как соглашения, коллективные договоры, локальные нормативные акты, которые также регулируют отношения в сфере занятости.

Пособие по безработице назначается одновременно с решением о признании лица безработным. Пособие по безработице должно начисляться с первого дня признания человека безработным, оно выплачивается ежемесячно при условии прохождения индивидом перерегистрации, но не чаще 2 раз в месяц.

Закон о занятости устанавливает порядок расчета размеров пособия по безработице. Размер пособия определяется к среднему заработку в процентном отношении, в некоторых условиях размер пособия может быть установлен в процентном отношении к прожиточному минимуму, исчисленного для данного субъекта Федерации. Закон о занятости (ст. 34) устанавливает отдельным категориям безработных размеры пособия.

Пособие по безработице в минимальном размере выплачивается:

  • впервые ищущим работу лицам и ранее не работавшим;
  • желающим возобновить трудовую деятельность после продолжительного перерыва (более года);
  • в течение 12 месяцев уволенным из организации или учреждения лицам, которые имели оплачиваемую работу на протяжении не менее 26 календарных недель, предшествовавших началу безработицы;
  • уволенным за нарушение трудовой дисциплины, иные виновные действия, которые предусмотрены законодательством РФ.

Пособие по безработице выплачивается: гражданам, уволенным:

  • по собственному желанию;
  • в связи с болезнью, которая препятствует продолжению работы в данной местности;
  • в связи с нарушением трудового и коллективного договора работодателем;
  • из-за необходимости ухода за больными членами семьи или инвалидом I группы;
  • при наступлении чрезвычайных обстоятельств, которые препятствуют продолжению трудовых отношений;
  • женщинам, у которых есть дети в возрасте до 14 лет.

Права и обязанности граждан РФ в сфере обеспечения занятости и трудоустройства

Учёт на бирже труда предоставляет некоторый ряд прав. Помимо того, что граждане получают перечень предложений об открытой рабочей вакансии, они также имеют право пройти курсы профессиональной переподготовки, а в случае надобности работать в другом городе, получить выплаты по компенсации. Также есть возможность заключить срочный договор. Если предложений о работе не поступает, то оформляется пособие по безработице.

Права, гарантии и обязанности безработной части населения определяются настоящим законодательством «О занятости населения в РФ». Обеспечение прав людей, которые обращаются за помощью, является прямой обязанностью органов центра занятости населения. Среди социальных гарантий можно отметить:

  • возможность получения дополнительных выплат, величина которых первый год зависит от средней зарплаты за последние три месяца;
  • бесплатное медицинское обслуживание, а при трудоустройстве, получение медицинской книжки за счёт государства.

В трудовом праве чётко регламентируется перечень прав и обязанностей тех, кто официально считается безработным. По определению, это трудоспособный гражданин, не имеющий заработка, находящийся на учёте в центре занятости населения, активно занимающийся поиском работы и готовый приступить к ней.

Причина увольнения с предыдущего рабочего места не имеет значения, будь то самостоятельное расторжение трудового договора или увольнение вследствие дисциплинарного проступка. Лица, которые не могут относиться к данной категории:

  • до 16 лет;
  • пенсионеры;
  • зарегистрированы на в органах трудоустройства, но в за 10 дней отклонившие два предложения о работе (учитывается и подработка) впервые в поисках работы, но два раза не посетившие курсы или отказавшиеся от временного заработка;
  • за 10 дней ни разу не явившиеся для рассмотрения предложений о работе или на специальные курсы.

Служба занятости является основным учреждением, которое определяет права и обязанности безработного, определяет их правовой статус, выплату пособий. Неработающему человеку нужно выполнять все обязательства, касающиеся этих центров. Следует посещать его в установленные сроки, представлять отчёт о результатах собеседования. Кроме этого необходимо активно искать работу, не ожидая предложений и направлений.

Безработные, зарегистрированные в службах занятости, имеют определённые преимущества. Они могут проходить бесплатное обучение, получать информацию о новых местах работы. Кроме этого неработающему населению положены определённые выплаты. Вакансии службы занятости позволяют человеку как ждать предложение по старой профессии, так и освоить новую. Их список периодически пополняется, поэтому все желающие рано или поздно найдут подходящее место.

Для того чтобы человека, не имеющего работы, признали безработным, необходимо выполнить некоторые формальности

:

  1. зарегистрироваться для поиска работы;
  2. зарегистрироваться в качестве безработного;
  3. в оговариваемые сроки посещать службу занятости для получения информации о подходящей работе.

Первое, что заявитель должен сделать, это обратиться в службу занятости с заявлением о поиске работы.

Вместе с заявлением в службу занятости надо предоставить:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • индивидуальную программу реабилитацию инвалида (при наличии);
  • трудовую книжку, другие договоры или контракты;
  • документ об образовании и специализации;
  • справку о среднем заработке за последние 3 месяца;
  • документ о снятии с учета в качестве ИП или другие, подтверждающие прекращение деятельности (расторжение авторского договора, прекращение военного контракта);
  • иные документы, подтверждающие трудности в поиске работы при наличии (справка по инвалидности, предпенсионный возраст, одинокий и многодетный родитель).


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...