Дума приняла закон о праве фермеров на аренду сельхозземель без торгов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дума приняла закон о праве фермеров на аренду сельхозземель без торгов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно ФЗ № 101 от 24.07.2002 г. договор аренды участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности, может заключаться на срок от 3 до 49 лет. То есть, стороны имеют право установить любой срок, не выходящий за означенные пределы.

Можно ли перевести участок из аренды в собственность

В некоторых случаях долгосрочный договор аренды заключается с одной целью – приобрести участок в собственность. Право выкупа обязательно закрепляется в одном из пунктов, в котором разъясняется порядок и условия перехода земли в собственность. Если сделка осуществляется между частными лицами, то она оформляется в соответствии с требованиями ГК РФ.

В случае, когда собственником является муниципальный орган, приобрести участок в собственность можно на основании заявления или путем участия в аукционе. При этом в рассмотрении заявки откажут, если ранее арендатор в течение 3 лет хотя бы раз нарушил условия пользования землей. Ст. 9 ФЗ № 101 от 24.07.2002 г. предусматривает возможность досрочного выкупа, если до истечения срока аренды внесена вся сумма выкупной цены.

Также арендаторам предоставляется право принять участие в аукционе, который проводится в обязательном порядке при наличии более одной заявки. В итоге владельцем становится тот, кто предложил более высокую цену. Как правило, выкупать землю таким образом приходится тем, кто не предусмотрел в договоре возможность перехода права собственности по окончании срока действия документа.

Определение возможности возведения дома на с/х угодьях

Чтобы понять обстоятельства, связанные со строительством жилых, а не сельскохозяйственных зданий, необходимо рассмотреть использование земли. Земля распределена в соответствии с классификатором, введенным приказом № 540 Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 года. Согласно ей, участки 2.1 и 2.2 предлагают возможность застройки, если земля предоставлена для возделывания и строительства индивидуальных объектов, таких как дачи и садовые домики Предоставляет.

Заинтересованные лица могут присоединиться к профессиональному сообществу, члены которого не нуждаются в официальном статусе, чтобы возделывать и строить здания на сельскохозяйственных землях.

Для того чтобы здание было законным, должны быть выполнены следующие условия

  1. Здание было построено для частного жилого использования. Невозможно построить высотное здание, разделенное на гостиницу или квартиры.
  2. Дома можно строить только на территории садоводческого товарищества.
  3. Разрешены только малоэтажные здания высотой не более трех этажей.

Строительство домов на такой земле гораздо более распространено, чем возделывание самой земли. Это связано с тем, что данные территории в основном используются для крупномасштабной застройки в пределах населенных пунктов. Однако перед покупкой участка земли, на котором ранее находился дом, следует сначала изучить соответствующую документацию, поскольку предыдущий владелец мог нарушить условия целевого использования.

ВНИМАНИЕ: Требования земельного законодательства защищают сельскохозяйственные земли от загрязнения окружающей среды и других неблагоприятных последствий в результате проводимых работ. В случае обнаружения таких фактов могут быть наложены административные штрафы.

Серьезной проблемой при приобретении сельскохозяйственных земель является их неделимость. А их минимальная площадь не может быть меньше 3 га. Проблемы иного характера могут возникнуть, если земля приобретается более чем одним лицом.

  • Необходимость в создании фиктивных видов деятельности, в
  • необходимость регистрировать недвижимость совместно с другими собственниками.
  • Площадь каждого участка определить невозможно. Поэтому он не может быть продан.

Важно: Оформить постоянный вид на жительство на сельскохозяйственных землях практически невозможно, даже в судебном порядке.

Интерес к сельскохозяйственным землям был оживлен последними изменениями: постановлением правительства от 21. 09. 20.

1509 о выращивании и использовании лесов на землях сельскохозяйственного назначения, включая земли несельскохозяйственного назначения — 18. 09. 20 № 1482 новое назначение неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения.

В результате изменений в законодательстве были определены более или менее четкие процедуры для разведения рыбы в прудах на сельскохозяйственных землях, начиная с 2020 года. В то же время вступили в силу новые правила, касающиеся садовых участков и домов. Некоторые другие вопросы, связанные с сельскохозяйственными землями, не считаются однозначно решенными.

Соответствующие нормативные акты не изменились за последние годы. На этом семинаре будут обсуждаться актуальные и проблемные вопросы сельскохозяйственных земель.

Новые правила аренды сельскохозяйственных земель без конкуренции установили принципы работы с ними. Закон № 316-ФЗ ввел дополнительные положения и изменения

  • ЗЕМЕЛЬНЫЙ ЗАКОН:.
    • Статья 22 заменяется и дополняется соответствующими изменениями
    • Статья 9 дополнена пунктом 9
    • Статья 10 дополнена пунктом 8
    • Появляется статья 10(1).

    Закон № 316-ФЗ вводит дополнительные ограничения прав нанимателей муниципальных участков в виде запретов

    1. на изменение целевого использования участка:.
      • утрачивается возможность строительства жилых комплексов.
    2. На передачу:.
      • Передача участков третьим лицам (включая аренду)
      • Право сдачи участков в аренду
    3. Налогообложение земли AS: взносы в коллективное законодательство
      • Вклад в финансовые компании или законодательство о компаниях
      • Совместные производственные кооперативы.

    Наложение запретов гарантирует главную идею закона, а именно немедленное использование земли для сельскохозяйственного производства.

    1. С заявлением о выделении данного участка обратились лица, не имеющие права на приобретение земли без проведения аукциона в соответствии с Законом о земле
    2. Участки уже предоставлены на праве
      • Постоянного (бессрочного) пользования
      • Бесплатное пользование
      • Пожизненное генетическое занятие (ип)
      • Занятие
    3. Участки, полученные в результате раздела другого участка, предоставленного СНТ или ОНТ
    4. На участках имеются объекты, принадлежащие гражданам, юридическим лицам или муниципалитетам.
      • Здания
      • Здание
      • Действующие.
    5. Участок изъят из оборота или ограничен в обороте и его положения не разрешены правом аренды, указанным в заявлении
    6. Участок предназначен для нужд местного органа власти
    7. Участок находится в границах территории, где другие лица подписали соглашение о развитии структурированной территории
    8. Участок должен быть
      • Находится в границах территории, на которой расторгнут договор с другим лицом о ее комплексном освоении
      • Он сформирован конспирацией, где с другими лицами заключены соглашения о комплексном освоении территории, включая земельные участки
      • Участки были выставлены на аукцион, и извещение уже опубликовано
    9. Подана заявка на испрашиваемые участки:.
      • На проведение аукциона по продаже участка
      • На право аренды участка
    10. В отношении участков, указанных в заявлении, было опубликовано и сделано общедоступным заявление
      • Для жилой застройки
      • Участки для индивидуальной сельскохозяйственной эксплуатации
      • Для ведения гражданами личного садоводства для своих нужд
      • Для осуществления сельскохозяйственной (сельской) хозяйственной деятельности
    11. Запрашиваемый участок ОАЭ не соответствует целям, указанным в заявлении
    12. Участок находится в зоне особых условий землепользования, но ограничения, наложенные на участок, не позволяют использовать его в соответствии с заявленными целями
    13. Участок не включен в перечень участков, предназначенных для нужд обороны и безопасности, и временно не используется для конкретной нужды, но заявитель просит предоставить участок из этого перечня (статья 39. 10. 2 подрегиона 10, Закон о земле).
    14. Согласно документу территориального планирования и документу территориального планирования, участок предназначен для размещения объектов федерального, регионального или местного значения.
    15. Участок предназначен для размещения зданий или сооружений в соответствии с государственной программой — федеральной или региональной
    16. Участки не допускаются с заявленной формулой аренды
    17. Не указан вид разрешенного использования испрашиваемого участка (ЗУ)
    18. Участки не отнесены к определенной категории земель
    19. Предоставление участка было ранее согласовано, но срок действия решения не истек и заявление о предоставлении данного участка подано не тем лицом, на которое указано в решении о предыдущем согласовании
    20. участок был получен для нужд органа местного самоуправления, но цель предоставления участка, указанная в заявлении, не соответствует цели, для которой он был получен
    21. Границы участков должны быть четко определены
    22. площадь участка превышает установленную более чем на 10
      • На плане расположения земельного участка
      • На плане планировки
      • В документах на лесные участки, на основании которых был сформирован участок
    23. Участок включен в перечень объектов недвижимости органов местного самоуправления, предлагаемых для развития МСП
    24. Основание, предусмотренное законом 316-ФЗ:.
      • Площадь участка, указанная в заявлении, или площадь участка не соответствует максимальному размеру участка, который положен индивидуальному предпринимателю, определенному в законе о компонентах российских федеральных учреждений.
      • Участки уже были предоставлены на основании предыдущего заявления

    Земельный участок из земель с/х назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется:

    • гражданину
    • крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления его деятельности

    в порядке, установленном земельным законодательством:

    1. ЗК РФ (статья 39.18), с учётом особенностей, предусмотренных законом № 316-ФЗ
    2. законы, определяющие предельные размеры ЗУ с/х назначения:
      • ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» № 101-ФЗ от 24.07.2002) – статья 4
      • ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве №74 от 11.06.2003 – статья 12 (пункт 6.1 и пункт 7)
    3. законы субъектов РФ – примеры:
      • Закон Ленинградской области № 118-оз от 13.11.2015
      • Земельный кодекс Республики Саха (Якутия) от 15.12.2010 № 888-З № 673-IV:
        • статья 16. Предоставление в аренду без проведения торгов земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для ведения личного подсобного хозяйства и сайылычного хозяйства
        • статья 24. Предоставление земельных участков для отгонного или кочевого животноводства
        • статья 29. Максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий
        • статья 31.2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности
      • Закон Московской области № 252/2017-ОЗ от 27.12.2017
      • закон Челябинской области «О земельных отношениях» № 154-ЗО от 31.03 2015:
        • статья 5. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности

    Предоставлением ЗУ, в зависимости от принадлежности земельных с/х участков государству или муниципалитету, занимается соответствующий уполномоченный орган:

    • или исполнительный орган государственной власти
    • или орган местного самоуправления (ОМС)

    Для получения земли в аренду претенденту необходимо обратиться с соответствующим заявлением (пункт 1 статьи 39.18 ЗК РФ):

    • заявление гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления ЗУ
    • заявление о предоставлении ЗУ для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности

    Поступившие обращения о получении земли рассматриваются в порядке их поступления. В срок, не более 30 дней с даты регистрации заявления, уполномоченный орган принимает одно из следующих решений:

    1. о предоставлении ЗУ с/х назначения в аренду на срок до 5 лет
      • с дальнейшим заключением договора аренды
    2. об отказе в предоставлении ЗУ – с указанием оснований

    Законом № 316-ФЗ уточняется, что в получении с/х земли, которую просит гражданин или КФХ, может быть отказано – по основаниям, изложенным в статье 39.16 ЗК РФ, а также при наличии хотя бы одной из двух причин, которые дополнительно определил закон:

    1. несоответствие предельным размерам земельных участков, предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, установленным законом субъекта РФ,
      • площади ЗУ, указанного в заявлении
      • площади земельных участков, предоставленных гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, с учётом ЗУ, указанного в заявлении
    2. испрашиваемый ЗУ был предоставлен ранее другому лицу (гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству по аналогичному заявлению
    1. с заявлением о предоставлении ЗУ обратилось лицо, которое не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством
    2. ЗУ уже предоставлен на праве:
      • постоянного (бессрочного) пользования
      • безвозмездного пользования
      • пожизненного наследуемого владения (ПНВ)
      • аренды
    3. ЗУ образован в результате раздела другого участка, предоставленного СНТ или ОНТ
    4. на участке расположены объекты, принадлежащие гражданам, юрлицам или муниципальному образованию:
      • здание
      • сооружение
      • объект незавершённого строительства
    5. ЗУ изъят из оборота или ограничен в обороте, и его предоставление не допускается на праве аренды, указанном в заявлении
    6. ЗУ зарезервирован для муниципальных нужд
    7. ЗУ расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключён договор о развитии застроенной территории
    8. испрашиваемый земельный участок:
      • расположен в границах территории, в отношении которой заключён договор с другим лицом о её комплексном развитии
      • образован из земельного участка, в отношении которого заключён договор с другим лицом о комплексном развитии территории, в границы которой входит ЗУ
      • выставлен на аукцион, извещение о проведении которого уже размещено
    9. на испрашиваемый ЗУ поступило заявление:
      • о проведении аукциона по продаже ЗУ
      • на право арендовать ЗУ
    10. в отношении ЗУ, указанного в заявлении, опубликовано и размещено извещение о предоставлении участка:
      • для ИЖС
      • для ведения ЛПХ
      • для ведения гражданами садоводства для собственных нужд
      • для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности
    11. ВРИ испрашиваемого ЗУ не соответствует целям, которые указаны в заявлении
    12. ЗУ расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ), но ограничения, установленные для ЗУ, не допускают использование участка в соответствии с заявленными целями
    13. ЗУ не включён перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, но заявитель просит предоставить ЗУ из этого перечня (подпункт 10 пункта 2 статьи 39.10 ЗК)
    14. в соответствии с документами территориального планирования и документацией по планировке территории ЗУ предназначен для размещения объектов федерального, регионального или местного значения
    15. ЗУ предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой – федеральной или региональной
    16. предоставление ЗУ не допускается на заявленном виде права аренды
    17. вид разрешённого использования испрашиваемого участка (ВРИ ЗУ) не установлен
    18. ЗУ не отнесён к определённой категории земель
    19. предоставление ЗУ было предварительно согласовано, но срок действия решения не истёк, а с заявлением о предоставлении ЗУ обратилось иное лицо, не указанное в решении о предварительном согласовании
    20. ЗУ изъят для муниципальных нужд, но указанная в заявлении цель предоставления участка не соответствует целям, для которых участок был изъят
    21. необходимо уточнение границ ЗУ
    22. площадь ЗУ более чем на 10% превышает указанную:
      • в схеме расположения участка
      • в проекте межевания территории
      • в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми данный участок образован
    23. ЗУ включён в перечень муниципального имущества, предусмотренного для развития малого и среднего предпринимательства
    24. основания, установленные законом № 316-ФЗ:
      • площадь ЗУ, указанного в заявлении, или площадь предоставленных участков не соответствует предельным размерам земельных участков, предоставляемых для осуществления КФХ его деятельности, установленным законом субъекта РФ
      • ЗУ уже был предоставлен по заявлению, поступившему ранее

    Типовой образец договора аренды

    Договор аренды земли сельхозназначения не имеет единой формы, регламентированной на законодательном уровне. Его составляют с учетом норм гражданского и земельного законодательства. Типовой образец включает в себя следующую информацию:

    • название документа, его номер, дату и место заключения сделки;
    • наименование сторон;
    • характеристику предмета соглашения;
    • срок действия арендных правоотношений;
    • стоимость временного пользования, возможность ее изменения;
    • порядок внесения в договор изменений, его досрочного расторжения;
    • права, обязанности, ответственность сторон.

    Комментарии к ст. 22 ЗК РФ

    1. Арендные земельные отношения регулируются нормами гражданского и земельного законодательства. При этом нормы гражданского законодательства применяются к названным отношениям лишь в случаях, если они не урегулированы Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и другими актами земельного законодательства.

    ———————————

    СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3018.

    Право предоставления земельного участка и расположенных на нем строений в аренду принадлежит их собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду. Земельное и гражданское законодательство предоставляет право сдачи имущества в аренду российским и иностранным физическим и юридическим лицам. Поскольку земля может находиться в государственной или в муниципальной собственности, то в качестве арендодателя в этих случаях выступают соответствующие государственные и муниципальные органы (по поручению собственника земли).

    Обращаясь к п. 1 комментируемой статьи, следует отметить, что иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками или долями в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды (ст. 3 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

    2. Объектом аренды могут быть земельные участки, относящиеся к любой категории земель, за исключением земель, названных в ст. 27 ЗК РФ (см. комментарий к этой статье). В соответствии с общими нормами ГК РФ (ст. 607), чтобы стать объектом аренды, земельный участок должен быть определен точно так же, когда земельный участок выступает в качестве недвижимого имущества в гражданско-правовых отношениях. В договоре аренды должны быть указаны местоположение земельного участка, его целевое назначение, границы, кадастровый номер и другие признаки, позволяющие установить и идентифицировать этот земельный участок. Названные сведения являются существенными условиями договора, поэтому при их отсутствии договор считается недействительным.

    Площадь земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, одновременно находящихся в аренде у одного арендатора, не ограничивается (п. 6 ст. 9 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

    Согласно Закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (ст. 10) передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном ст. 34 ЗК РФ, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае если подано два и более заявлений о передаче земельных участков в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).

    Организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со ст. 38 ЗК РФ.

    Земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.

    Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном ст. 34 ЗК РФ. При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.

    Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными пастбищами и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы гражданам и юридическим лицам только на праве аренды.

    Договор аренды земли сельхозназначения образец бланк

    • Как известно, земля является недвижимым имуществом, а если быть точнее, то земельный участок.
    • Помимо этого, все земли делятся на несколько категорий.
    • Основание такого подразделения – это их характеристики, а также назначение.
    • Среди нескольких категорий выделяются и земли сельхозназначения.
    • Как правило, собственником такого имущества выступает государство или муниципалитет, а соответственно, и все сделки по этому поводу реализуют также они через свои органы, которые имеют на это специальные полномочия.
    • Как осуществляется аренда земли сельхозназначения

    Аренда такого специфического имущества, как земля сельхозназначения, производится в обычном порядке посредством заключения договора.

    Однако, для того чтобы стать арендодателем необходимо добиться этого права путем осуществления установленных процедур. Так, наиболее распространенный способ получения права на аренду – это аукцион, а именно победа в нем.

    Данное мероприятие проводит собственник земли, а именно орган власти, либо государства, либо муниципалитета. Как правило, это учреждения, которые отвечают за собственность той или иной территории.

    Перед тем как провести аукцион необходимо пройти несколько этапов:

    1. Объявление о том, что решено предоставить право на аренду земли сельхозназначения. Это делается в газете, по телевидению или иным доступным образом;
    2. Назначение даты проведения мероприятия, а также место и время, где все желающие могут подать заявки на участие. Также, следует указать перечень документов, необходимых для участия;
    3. Отбор участников по предоставленным спискам (так как не все желающие по объективным критериям могут принять участие в аукционе);
    4. Проведение самого аукциона. Право на аренду будет предоставлено именно тому участнику, который предложит наибольшую арендную плату, наиболее выгодный для собственника срок сотрудничества, а также наиболее выгодные условия пользования арендованной землей.

    Категории земель и виды разрешенного использования в таблице 2023 года

    Земельные наделы сельскохозяйственного назначения – это все угодья, которые могут быть переданы как юридическим, так и физическим лицам под следующие цели:

    • разработка, выращивание и обработка продукции сельского хозяйства;
    • создание инфраструктуры для полного цикла производства сельхозпродукции;
    • ведение исследовательской деятельности в научных и учебных целях.

    К угодьям, наделам относятся следующие категории земель:

    • пашня;
    • угодье для покосов и сенозаготовления;
    • пастбище;
    • лесополоса, за исключением лесного фонда;
    • надел, занятый дворами и хозяйственными постройками;
    • земля под многолетними насаждениями.

    Отметим, что под ведение сельского хозяйства выделяются земли, пригодные для этого. А для объектов промышленности и иных целей выделяются земли менее ценные и плодородные, не предназначенные для сельскохозяйственных работ.

    Порядок аренды земель сельскохозяйственного назначения. Условия и стоимость

    С 01.01.2023 ст. 9 дополняется п. 9 (ФЗ от 14.07.2022 N 316-ФЗ). См. будущую редакцию.

    Статья 10. Предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности

    1. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

    (п. 1 в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    2 — 3. Утратили силу с 1 марта 2015 года. — Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    4. Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.

    (в ред. Федеральных законов от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 03.07.2016 N 336-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 336-ФЗ.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Абзацы третий — четвертый утратили силу с 1 марта 2015 года. — Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

    (абзац введен Федеральным законом от 07.07.2003 N 113-ФЗ)

    Абзац утратил силу с 1 марта 2015 года. — Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    5. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным организациям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

    (в ред. Федеральных законов от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 27.06.2018 N 164-ФЗ, от 30.04.2021 N 117-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.

    5.1. Земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости, а арендная плата — в размере 0,3 процента его кадастровой стоимости.

    (в ред. Федерального закона от 02.12.2013 N 327-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится земельный участок, выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, не позднее чем в течение двух недель со дня возникновения права муниципальной собственности на такой земельный участок обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) информацию о возможности приобретения такого земельного участка на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

    (п. 5.1 введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 435-ФЗ)

    6. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными пастбищами и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы гражданам и юридическим лицам только на праве аренды или на праве безвозмездного пользования на срок не менее чем пять лет.

    (в ред. Федеральных законов от 18.07.2005 N 87-ФЗ, от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Не требуется переоформление видов разрешенного использования в правоустанавливающих документах на земельные участки КФХ, полученных до 01.01.2014 (ФЗ от 28.12.2013 N 446-ФЗ).

    7. Приобретение сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 15 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий. Законами субъектов Российской Федерации устанавливаются случаи бесплатного предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

    (п. 7 введен Федеральным законом от 18.07.2005 N 87-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 29.12.2010 N 435-ФЗ, от 28.12.2013 N 446-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    С 01.01.2023 в абз. 1 п. 8 ст. 10 вносятся изменения (ФЗ от 14.07.2022 N 316-ФЗ).

    См. будущую редакцию.

    8. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.

    В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

    Субаренда земель сельскохозяйственного назначения

    Субаренда интересующего земельного участка сельскохозяйственного назначения возможна, если арендатор имеет согласно договору аренды возможность сдать угодья в субаренду, а арендодатель не возражает против заключения соответствующего договора.

    Особый порядок заключения договора субаренды возникает в том случае, если предметом договора является часть арендованного земельного участка, а не весь участок целиком. В таком случае к договору аренды должны прилагаться документы, подтверждающие согласование сторонами части земельного участка, сдаваемой в субаренду. К таким документам относятся:

    • акт замера площади;
    • ситуационный план передаваемой в аренду части земельного участка;
    • кадастровый план участка (графическая часть) с обозначением его части, передаваемой в аренду.

    Во всех прочих случаях договор субаренды заключается с соблюдением условий, принятых в основном договоре аренды, на срок, не превышающий срока основного договора аренды.


    Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...